Непрерывное образование становится все более распространенной практикой в России, сообщили РОСВУЗу исследователи Высшей школой экономики. Как явствует из результатов проведенного ими мониторинга инновационного поведения населения, за последний год около 30% наших соотечественников выбирали для себя стратегию непрерывного образования против 22% в 2006 году. (Исследование охватило 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет).
Столь существенный прирост, по словам авторов исследования, происходит, прежде всего, за счет набирающего популярность самообразования: число его участников за последние семь лет выросло с 17,4% до 25,6%. При этом развитие новых информтехнологий привело и постепенному перемещению самообразования в онлайн. Подтверждение тому – бум глобальных образовательных онлайн-платформ Coursera, EdX или Udacity, вебинаров, лекций и консультаций в режиме онлайн, порталов с видеозаписями лекций. Если в 2006 году менее 1% россиян получали новые знания с помощью интернета, то сегодня эта доля достигла 12%.
Самообразование с помощью интернета принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах. К самообразованию без использования интернета авторы исследования относят прослушивание или просмотр учебных передач по радио и ТВ, учебных аудио- и видеозаписей, а также обучение под руководством наставников, коучей или коллег на рабочем месте.
Правда, большинство опрошенных (54%) все еще предпочитает традиционные способы получения новых знаний. Однако 37% уже сочетают образовательные онлайн-практики с оффлайн-практиками. Примечательно также, что россияне, уверенно владеющие хотя бы одним иностранным языком, чаще совершенствуют свои знания, чем не знающие языков (69% против 49% соответственно).