Как стало известно РОСВУЗу, до снижения минимального порога баллов за обязательные единые госэкзамены в этом году было выставлено 270 тыс. неудов. Сдать с первой попытки ЕГЭ по русскому языку не смогли 135 тыс. человек и еще столько же — ЕГЭ по математике. Своими размышлениями о причинах этой катастрофы и путях ее разрешения с РОСВУЗом поделилась генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.
РОСВУЗ: Ольга Валентиновна, ЕГЭ-2014 оказался столь честным, что из-за огромного числа «неудов» пришлось снизить минимальный порог баллов, необходимых для получения аттестата.
- Выпускной ЕГЭ сдали 675 тыс. школьников. Из них 135 тыс. получили неудовлетворительную оценку по математике и еще 135 тыс. – по русскому языку. Хотя эти множества пересекаются, результат удручает. Органы управления образованием даже пошли на то, чтобы снизить уровень минимального балла ЕГЭ по этим предметам в 1,5 и 2 раза соответственно. Однако по другим предметам минимальные баллы не изменятся. Это означает, что доля получивших неудовлетворительные оценки сопоставима с уровнем прошлых лет. А ведь по некоторым направлениям это достаточно значимые показатели. Так, в прошлом году доля не справившихся с ЕГЭ по истории, физике и географии составила 11-12%. Это около 50 тыс. школьников, причем, надо учитывать, что экзамены сдавали лучшие - те, кто сделал самостоятельный выбор в пользу этих предметов.
В чем Вы видите причину таких результатов? В нерадивости школьников? В халатности родителей? Непрофессионализме учителей?
- В последние дни мы слышим на все эти вопросы множественное «Да!». Именно это и побуждает меня высказать свое мнение о причинах произошедшего. Доля школьников, показавших неудовлетворительные результаты по математике и русскому языку, недопустимо огромна для нашей страны! И это уже не локальные выбросы отрицательных результатов, как было в прошлые годы. В целом, по всей нашей территории доля неудовлетворительных результатов выросла, как минимум, в два раза, что с очевидностью указывает на разбалансировку между системой управления качеством образования и системой оценочных процедур.
Что Вы имеете в виду?
- Дистанцию между количеством учебных часов на предмет и требованиями ЕГЭ. По сравнению с уровнем 1990 года число учебных часов по математике, русскому языку, физике и химии снизилось в 1,5 раза. Это означает, что система управления образованием не обеспечила возможность получения качественных знаний! А ЕГЭ-2014 лишь выявил неудовлетворительный результат работы этой системы. Исходя из этой логики и следует искать выходы из сложившейся ситуации.
В чем Вы их видите?
- Речь не о снижении уровня требований по ЕГЭ. До начала нового учебного года осталось два месяца, а это - достаточное время, чтобы увеличить количество часов по приоритетным дисциплинам – математике, физике, химии, а не играть на повышение или понижение уровня отсечки минимального балла ЕГЭ. Именно эти предметы закладывают основы инженерной профессии, столь важной для развития нашей страны. Им, а не «факультативным» дисциплинам и должен быть отдан приоритет по часам!
А как быть с ЕГЭ?
- На мой взгляд, ЕГЭ — это мощный инструмент оценки качества управления образованием России с большой управленческой перспективой. Развитие ЕГЭ – многоступенчатость: прежде всего, выход на вузовский уровень, где это станет независимым экзаменом на профпригодность выпускников и будет проводиться ведущими отраслевыми работодателями. Другое направление - смена характера проведения ЕГЭ с репрессивного на стимулирующий. Система должна не внушать страх, а мотивировать желание познавать. Для этого ЕГЭ должен проводиться круглогодично в независимых федеральных центрах. Необходимо расширить число его заданий и полностью открыть доступ к ним для школьников, как это происходит в международных системах оценки качества образования TOEFL, SAT и других.
Это — в перспективе. А что делать сейчас?
- Сегодня перед нами стоит задача помочь судьбам детей, которые в этом году фактически получили неудовлетворительные оценки по ключевым дисциплинам. Важно дать всем желающим возможность подтянуть свои знания и бесплатно пройти в течение года курс подготовки по математике и русскому языку. И подготовившись, снова пройти ЕГЭ по этим предметам. Не будем забывать: русский язык – это квинтэссеция национальной идентичности, а математика – рациональное мышление и способность видеть и формировать перспективу, будущее. Мы увидим высокий результат образования лишь тогда, когда система ЕГЭ, равно как и вся система управления образованием, повернется лицом к Человеку.