Уже с нового учебного года обязательным компонентом образовательного процесса в российской школе впервые с советских времен станет воспитание. Новшество вводится президентским законопроектом, недавно внесенным в Госдуму и широко обсуждается в обществе. За тем, как работают над этим документов в нижней палате парламента, наблюдал РОСВУЗ.
В действительности, воспитательный процесс и безо всякой формализации идет в любом коллективе, и в том числе в детском Шел он до сих пор и в нашей школе. Но президентский законопроект вводит механизмы государственного контроля за этой работой. И в качестве таковых предлагает ввести в школах такие планово-отчетные документы, как календарные планы воспитательной работы, образовательные учебные примерные рабочие программы воспитания и воспитательной работы, а также отчеты о сделанном. Сама же воспитательная работа становится частью образовательных программ с последующей переработкой последних.
В Минпросвещения, как выяснилось при первом чтении законопроекта, уже подготовлены примерные программы воспитания, базирующиеся на таких ценностях, как: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, труд, знания и образование, любовь к природе. Именно они в ближайшем будущем станут образцами для подражания для всех учителей всех 40 тыс. российских школ. Причем, в центре всей этой работы, как стало окончательно ямно при обсуждении поправок ко второму чтению, будет патриотическое воспитание школьников, а не трудовое или, скажем, эстетическое.
Бюрократические изыски министерства просвещения, по данным членов комитета Госдумы по образованию и науке, страшно переполошила образовательное сообщество: «Каждое образовательное учреждение,- констатировал первый зампредседателя комитета Олег Смолин,- и без того составляет в год примерно 300 отчетов более чем по 12 тыс. различных показателям. А сейчас бюрократический вал отчетности примет и вовсе чудовищные размеры!»
Министр просвещения Сергей Кравцов, правда, заверил, что «придумывать» календарные планы воспитательной работы не придется — это, дескать, будет лишь перечень памятных дат, вроде Дня знаний 1 сентября или даты окончания второй мировой войны 3 сентября, которые педагоги затем используют в воспитательной работе. Однако до конца убедить в этом депутатов чиновнику не удалось: Смолин потребовал закрепить эти «антибюрократические» обещания в подзаконных актах, что, разумеется, вряд ли будет сделано.
Впрочем, заполнение бесконечных планов и отчетов, постоянно требуемых то одним, то другим чиновником — далеко не единственная беда российского учительства. «Я вообще слабо себе представляю, как педагоги будут вести эту огромную работу при педагогической нагрузке в 1,7 ставки»,- высветила еще одну острейшую проблему зампредседателя думского комитета по образованию и науке Любовь Духанина.
«Каждый седьмой учитель сейчас уже и так работает на две ставки,- поддержал коллегу Смолин.- У многих нагрузка вообще превышает чудовищную цифру в 50 часов! А в таких условиях совершенно нереально, чтобы учителя сверх того вели и воспитательную работу».
От учителей и в самом деле потребуются невероятные усилиях, чтобы справиться с этими новыми, чудовищными по объему нагрузками. Но самое невероятное, что, вводя их, Минпросвещения не озаботилось изысканием средств для оплаты этого каторжного труда! Министерство в союзе с большинством депутатов не поддержали поправку Смолина, предусматривавшую установление прямых бюджетных выплат учителям через увеличение норматива финансирования образования. Дескать, в новом ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) воспитание станет неразрывной частью образовательного процесса, разъяснили чиновники. А раз так, то никаких доплат не требуется.
В итоге вместо реальных денег Краввцов предложил учителям провести большие слушания по оплате труда учителей. Но в какой-то отдаленной перспективе и, как водится на таких мероприятиях, в сугубо теоретическом ключе. Учителя же тем временем будут вести дополнительную работу бесплатно.