К настоящему времени в России закрылось более 1,5 тыс. вузов и филиалов. Масштабы разгрома системы высшего образования в нашей стране свидетельствуют о том, что настало время пересмотреть стандарты лицензирования деятельности отечественных университетов, рассказал РОСВУЗу общественный омбудсмен по проблемам образования Амет Володарский.
- РОСВУЗ: Амет Александрович, почему вы решили вернуться к теме закрытия вузов в России?
- Российские СМИ стали ссылаться на исследования Всемирного банка о том, что в современном мире все меньше дипломированных специалистов с высшим образованием могут рассчитывать на высокие зарплаты, а, значит, диплом о высшем образовании сейчас не гарантирует высоких зарплат. Между тем, на самом деле таких гарантий диплом не давал никогда — ни в советское, ни в постсоветское время. Высокие заработки гарантирует только высокое качество полученных знаний и умений. Вот тут-то вузы и сталкиваются с серьезной проблемой, притом созданной совершенно искусственно.
- Что это за проблема?
- Мы неправильно выстраиваем оценки работы высших учебных заведений! Именно из-за этого сегодня российские вуза буквально не могут себе позволить готовить качественных специалистов!
- Что конкретно им мешает?
- Всю работу вузов тормозят возникшие в нашей системе высшего образования двойные ограничительные рамки — эдакая «регуляторная матрешка»! Первые рамки формирует супер жесткая система лицензирования со всеми ее ограничениями. Однако внутри этих первых рамок есть еще и вторые рамки в виде Федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. Вот эти-то двойные ограничители и не позволяют вузам готовить специалистов в соответствии с запросами и требованиями современной экономики, и их главных выразителей — работодателей. При таких ограничениях вузы не то что оперативно вводить какие-то новые курсы и предметы, а просто чихнуть — и то боятся из-за страха потерять лицензию или аккредитацию! Лично мне как омбудсмену по вопросам образования известен случай, когда вуз лишили аккредитации лишь за то, что в представленных им документах вместо слов «направление подготовки» был употреблен использовавшийся прежде термин «специальность». Так стоит ли удивляться, что, поставленные в такие условия, вузы не рискуют открывать новые направления подготовки, а страна из-за этого потеряла около 10 тысяч так и не реализованных направлений, притом самых современных и востребованных!
- Неужто 10 тысяч?
- Примерно так, ведь буквально каждый наш вуз, чтобы лишний раз не рисковать, отказался от лицензирования и аккредитации как минимум двух-трех, а на практике и больше, таких направлений. Потери колоссальные!
- Страх перед взаимодействием с Рособрнадзором так велик?
- Да, вузы напуганы и очень боятся! Редкие ректоры могут позволить себе сказать правду — разве что те, кто имеют надежный парашют или «крышу» - группу поддержки среди чиновников. Поэтому, кстати, когда еще в 2019 году я предложил ввести мораторий на проверки в вузах до окончания процесса «регуляторной гильотины» съезд ректоров встретил эти слова аплодисментами. Думаю, что мораторий на проверки Рособрнадзора нужен и впредь. Что же касается процедуры госаккредитации, то я глубоко убежден: ее нужно срочно отменять, и очень странно, что этого до сих пор не произошло: разговоры об этом идут уже несколько лет, а нынешний министр просвещения Сергей Кравцов еще в свою бытность главой Рособрнадзора говорил, что это вполне возможно.
- Систему лицензирования тоже надо изменить?
- Думаю, что, если вуз нарушает требования лицензирования, нужно его не закрывать, а создавать совместную комиссию, чтобы вуз мог объяснить причину своих нарушений. Например, из-за чего были неправильно заполнены документы. Или почему его медпункт находится не на первом, а, к примеру, на втором этаже. Но сейчас Рособрнадзор объяснения ректоров даже не рассматривает. Надо срочно остановить процесс превращения вузов в маргиналов! Наши вузы готовы создавать учебные планы, способные конкурировать с зарубежными университетами как Запада, так и Востока. Но они зажаты тисками, не дающими им этого сделать!