Эксперты не исключают: вслед за вынужденными каникулами, школьники из-за нового всплеска коронавирусной инфекции, могут вновь отправиться на дистанционное обучение. Многие ребята, как показали последние исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, этого активно не хотят. О причинах, по которым учащиеся невзлюбили дистанционку, и о том, как быть в такой ситуации родителям, РОСВУЗу рассказал врач-психиатр высшей категории, более 40 лет стажа в ведущих профильных НИИ России Виктор Ханыков.
- РОСВУЗ: Виктор Владимирович, чем можно объяснить результаты этих исследований? За что так невзлюбили дистанционку наши школьники?
- Помимо депрессивных и астенических проявлений авторы исследования предполагают более чем у трети (37,2%) обсессивно-фобические состояния, у 26,8%— синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%)— нарушения сна. При том что почти трети школьников (32,5%) удавалось сохранять ровное и положительное настроение, 13,1% испытывали подавленность, а для 44,2% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня. И эти данные, как пишут авторы, говорят о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков. Однако не будем забывать: большинство (69,2%) школьников — участников опроса во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения и сидели дома. А только относительно каждого восьмого учащегося (13,4%) можно говорить о благоприятной психолого-социальной адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.
- Может, это и есть те самые ребята, которым комфортно дома?
- Надо сказать, что данные исследования весьма противоречивы. В первой части депрессивные расстройства отмечены предположительно отмечены у 42%, а далее – «подавленность» - у 13%, зато у 44% - смены настроения. Эти цифры следовало бы сравнить с аналогичным исследованием вне режима самоизоляции, потому что «после того не значит вследствие того». Но бесспорно можно предположить, что в условиях изоляционного стресса обостряются все тенденции к психическим девиациям, малозаметные в более комфортных условиях. В данном случае только так можно трактовать большое число навязчивостей, явно превышающее норму. Головные боли совершенно очевидно связаны с более длительным пребыванием за компьютером, равно как и астеническое расстройства. Такой тренд влияния гаджетов присутствует и у взрослых, что уж о детях говорить. Тем более, что, бесспорно, и общение и досуг в Сети тоже увеличился на карантине.
- Школьники стали и хуже спать...
- Нарушения сна – в ту же копилку. Снижение привычной двигательной активности хотя бы даже за счет перемещения в школу, конечно дополнительный дестабилизирующий и психику и физиологию фактор, влияющий на динамику обмена веществ, вызывающий физический дискомфорт, а соответственно и беспокойство, раздражительность и как следствие – колебания настроения. «Невыносимость» режима», видимо, была свойственна подросткам с высокой очной коммуникабельностью и физической активностью. Кстати, маловат тогда этот процент! Виртуальное общение все более заменяет реальное, соответственно в этом плане пострадали далеко не все.
- Как быть в такой ситуации родителям школьников?
- Прежде всего – побеседовать дружески с детьми на тему – а как они конкретно перенесли прежний период, что их наиболее напрягало, что нравилось. Далее обсудить, что сохранить, а что изменить. Знаете, есть ведь и другие опросы, по которым школьники среди основных проблем очного обучения называли ранний подъем (около 20%) и невозможность обучаться по своему графику (17%). А это значит, что для большинства нет необходимости менять в целом график обучения, сохраняя привычный подъем. А далее, вместо похода в школу – легкий спорт – и занятия он-лайн. А вот выполнение самостоятельных заданий можно произвольно располагать в удобном графике. Для оставшихся 37% - целесообразно внести коррективы в график. Ну а недостаток живого общения с преподавателем надо бы заменить познавательным общением с самими родителями.
- Но все ли это смогут?
- Может, это как раз хороший повод и родителям кое-что вспомнить и многое узнать, чтобы стать интереснее. Причем, делать это можно вместе с детьми, например, в совместном просмотре познавательных передач, программ, сайтов с последующим обсуждением. Очень важно по-иному структурировать часы отдыха, чтобы он максимально не был связан с гаджетами, по крайней мере визуально, хотя именно в изоляции это крайне трудно. Музыка, домашние дела, овладение новыми навыками, домашний и уличный спорт, прогулки и разумное общение вне толпы с лучшим другом на положенных 1,5 метрах – вот ориентировочный список, к которому неплохо бы подключить обретение домашнего питомца – особенно собаки или кошки, и особенно взятых из приюта или с улицы. Осуществление добра – одно из лучших позитивно заряжающих действий. Всерьез и надолго. И в заключение – про власть. Очень важно не повторять некоторых существенных ошибок прошлого периода изоляции. Бессмысленны и дополнительно тягостны и детям и взрослым ограничения в дистанции прогулок от дома, закрытие парков и даже – детских площадок. Поговорите с эпидемиологами из центральных учреждений, а не только с вирусологами – они подскажут.