Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Учить нельзя наказывать!

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Противостояние регуляторов и образовательных структур кажется лишённым логики. Ведь предполагается, что чиновники - люди образованные. Им бы дальше растить себе грамотную смену и совершенствовать образовательную систему в стране. Но это, как убедился РОСВУЗ, больше похоже на идеальную картину, далекую от реальности.

Никто не спорит: решение вопросов качества образования и внедрения  современных критериев и требований к вузам - это нужная и своевременная работа. Но часто чиновники от образования принимают этот тезис  по-своему. В итоге «мы имеем то, что мы имеем»: в период перехода мировой экономки на рельсы постиндустриального технологического развития, внедрения экономики знаний, российское чиновничество борьбу за качество и эффективность восприняло как необходимость бороться с самими вузами.

Фактически за период работы Рособранадзора прекращена деятельность более 1500 вузов, филиалов, факультетов, и это не считая отдельно закрытых направлений и специальностей. Так данное ведомство рапортовало о своих «успехах» ещё предыдущему Правительству России.

В регионах, областных городах вузы являлись якорем для молодёжи и центром будущего трудоустройства. После «работы» федеральных чиновников таких центров притяжения стало в разы меньше. Следовательно, произошел отток молодёжи в столицу и крупнейшие города страны. Проблему появившегося неравномерного распределения вузов в России поднял и Президент Владимир Путин, но чиновники его странным образом не услышали.

На общероссийском совещании ректоров вузов 5 декабря 2019 года, ректор МГУ Виктор Садовничий также сообщил о тяжёлом процессе проверок Рособрнадзора. «Мне сложно представить, что мы не пройдём проверку. Наши сотрудники готовят большое количество отчетов в бумажной и электронной форме», - сказал ректор крупнейшего вуза страны.

Стресс, растерянность коллектива перед непонятными предписаниями, нелояльность проверяющих фактически выбивают вуз из образовательного процесса. Поэтому на том же совещании ректоров, в присутствии руководителей  Рособрнадзора, омбудсмен в сфере образования Амет Володарский предложил ввести мораторий на проверки вузов в период работы механизма «Регуляторной гильотины». Ректорская аудитория приняла предложения аплодисментами. Позже, тогдашний глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил о необходимости снижения роли регулятора и возможной отмене процедуры аккредитации вузов. Но намерения так и остались словами. Уже в рабочей группе по «Регуляторной гильотине» заместители Кравцова боролись и продолжают бороться за сохранение в своих полномочиях  всех функций и механизмов давления на вузы.

Однако, есть вузы, коллектив которых идёт до конца в защите своих прав. Так, профессиональное сообщество отстояло право «Шанинки» на существование.

Ещё один свежий пример. Сегодня филологическая общественность, гуманитарии, журналисты отстояли в Верховном суде право Московского института иностранных языков на жизнь. Вузу, который представлял интересы нашего государства на международной арене, было предложено самостоятельно отказаться от нескольких направлений. Методики преподавания иностранных языков в институте  были признаны одними из лучших в Европе, что вызывало гордость за российских педагогов, методистов, лингвистов, филологов.  Коллектив отказался от добровольной сдачи части своих направлений, предлагая создать комиссию с Росвобрнадзором и вместе обсудить недостатки в работе, а, если они будут выявлены, вуз готов был их устранить.

 

Такое предложение показалось чиновникам  неэффективным и началась пятилетняя (!) проверка вуза. За это время на институте фактически обкатали механизм «унитожения» вуза:

      1.         Проверка требований аккредитации по группе направлений;

      2.         Выписывание предписания с невыполнимыми требованиями, противоречащими ФГОС;

      3.         Приостановка набора;

      4.         Отзыв аккредитации;

      5.         Роспуск или перевод студентов;

      6.         Проверка на лицензионные требования;

      7.         Отзыв лицензии.

Многие  вузы не выдерживают такого натиска. Сдаются.  Не обращаются в суд, на что и делается расчёт. Коллектив МИИЯ выигрывал суды на протяжении многих лет, но чиновники подавали новые и новые иски, пытаясь сломить коллектив. Такую энергию чиновников пустить бы на совместную работу с профессиональным вузовским сообществом и страна выиграла бы на этом! Но нет. Даже в Верховном суде, сотрудники РОН, пытались объяснить судье, что вузу уже не нужна лицензия, после стольких лет хаоса. Но руководители вуза в данной ситуации приняли абсолютно верное решение идти до конца в защите прав, чести и достоинства. До победного конца.

В который раз хочется спросить: «Когда образовательные учреждения в нашей стране смогут беспрепятственно выполнять свою прямую функцию, то есть обучать?» И очень не хочется, чтобы этот вопрос остался риторическим.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 17 июля 2024

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования TOP RV

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.2%
Государственное образовательное учреждение 48.8%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город