К корректировке нацпроектов «Образование» и «Наука» в свете недавних поправок к Конституции подключилась Общественная палата. Официальная цель нового подхода к этим планам на будущее государства — всемерное развитие человеческого капитала. Однако достичь ее без должного государственного финансирования нереально. А этого вопроса в повестке дня нет.
Нацпроект «Образование», напомнил аудитор счетной палаты Дмитрий Зайцев, должен был способствовать прорыву российской школы в топ-десятку мировых лидеров. Однако пандемия коронавируса скорректировала этот процесс, и более того, выявила серьезные рисковые зоны в нашем собственном школьном хозяйстве. Особенно заметны они во всем, что касается «цифры», будь то цифровые сервисы или цифровая инфраструктура на местах. Однако такого раздела в нацпроекте нет. И это при переходе на дистанционку еще весной сильно отравило жизнь и нашим учителям, и школьникам.
Конечно, предусмотреть заранее пришествия пандемии не мог никто. Однако проблемы массового дистанционного обучения в нашей стране вызвал не дефицит штатных предсказателей, а хроническое недофинансирование, особенно разительное в сфере высшего образования и науки.
«В 2018 году доля ВВП на образование в России составила 3,8%, в 2019 году уже 3,68%, а в 2020 году, как известно, вследствие пандемии произошло серьезное падение доходов. Для сравнения, в странах Евросоюза этот показатель составляет 5% ВВП. Однако еще хуже ситуация в высшем образовании: финансирование одного студента у нас в 2,5 (!) раза ниже, чем в среднем по Европе — в России оно составляет порядка $ 4,7 тыс., а в Европе - около $ 11 тыс. А дефицит в финансировании человеческого капитала сегодня, неизбежно приведет к отставанию страны уже завтра»,- отметил Зайцев:
Беда и с госфинансированием отечественной науки: у нас оно едва доходит до 0,9% ВВП, а в Евросоюзе в среднем составляет 2%. И это при том, что в России государство обеспечивает до 70% финансирования исследований, а частники лишь 30%, тогда как в Европе все наоборот. В настоящее же время даже эти нищенские суммы сокращаются: урещание госфинансирования прошло по пяти научным программам из семи.
И вот с этими-то показателями глава государства всерьез надеется, что наши ученые совершат прорыв к вершинам мировой науки? «Нужен кардинальный пересмотр подходов и серьезный финансовый маневр!» - убеждены в Счетной палате.
Правда, школы худо-бедно, вроде бы решили дооснащать. А вот с вузами — труба. Во многих из них, включая ведущие, РОСВУЗу постоянно рассказывают, что преподавателям при переходе на дистанционное обучение говорят прямо: покупайте все сами — и недостающее дома оборудование, и доступ к платформам, позволяющим качественно вести удаленные занятия. Впрочем, иного и быть не может при указанном уровне финансирования — даже, если пустить на техническое дооснащение вузов и прочие благие цели часть зарплат, неправомерно выписанных себе ректорами-проректорами.
Не забыли при корректировке нацпроекта «Образование» и колледжи с техникумами. «Качество общеобразовательной подготовки во многих из них такого низкого уровня,- признал первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко,- что есть риски, что это помешает освоению программ профессиональной направленности. Поэтому принято решение проводить в системе СПО на постоянной основе Всероссийские проверочные работы». Короче, трепещи, вчерашний школьник: ВПР достанет тебя повсюду!
А вот для студентов вузов есть хорошая новость. Если в этом году было выделено 358,8 тыс. бюджетных мест, то к 2030 году их будет на 40% больше — 480,2 тыс., подтвердил замминистра науки и высшего образования Андрей Омельчук. Пообещал чиновник и дополнительную поддержку сотне вузов-лидеров (пока такой привилегией пользуется вдвое меньше высших учебных заведений). Правда, каждому из участников этой программы придется «взять на буксир» несколько вузов пожиже, из «второго ряда».
Тогда, возможно, нам и удастся улучшить качество высшего образования в масштабах всей страны. А то сейчас, «по оценке работодателей, 90% выпускников вузов не имеют навыков, необходимых для работы»,- отметил глава комиссии по высшему образованию и науки Михаил Погосян.