Общество и профессиональное сообщество широко обсуждают предложение ввести выборность директоров российских школ. РОСВУЗ писал о нем накануне. Однако сейчас мы выяснили, как оценивают эту идею сами директора, а также учителя, родители и министерские чиновники.
Как оказалось, безоговорочно поддержали предложение сделать должность школьного директора выборной только родители: «Если мы получим право принимать участие в таких выборах, то, разумеется, подберем самую лучшую кандидатуру для своих детей»,- выразила РОСВУЗу мнение подавляющего большинства мама третьеклассника из Москвы Наталья.
А вот учителя отнеслись к затее на удивление скептически: «Конечно, получить руководителя школы, выдвинутого самим учительским коллективом, а не назначенного по прихоти чиновников, было бы хорошо,- поделился с РОСВУЗом на условиях анонимности один из столичных педагогов.- Но что в этом толку, если, по существующим правилам, учредитель (региональные органы управления образования - РОСВУЗ.) имеет право уволить любого директора любой государственной школы в 24 часа без объяснения причин! Ну выберем мы себе директора. А он будет вынужден либо делать то же самое, что по приказу чиновников делают сейчас назначаемые директора, либо тут же потеряет работу. И что, проводить выборы снова и снова? Да при таком раскладе весь учебный процесс встанет! Погорячились эти самые «Новые люди»: нерабочая эта идея!»
«В актуальной ситуации, данная процедура в масштабах страны могут привести вновь к бумажной волоките, добавить стресса в непростую школьную жизнь и вместо развития учебного процесса мы можем получить море скандалов и интриг на пустом месте,- выразила позицию Национального союза педагогов глава этой общественной организации Наталья Шадрина.- Директор школы несет административные функции и материальную ответственность, распоряжаясь бюджетным финансированием, управляет кадрами, отвечает за качество образования сотен детей. Уровень профессиональных компетенций директора, в том числе финансовых, должен быть на высоком уровне. В свою очередь муниципалитет и субъект Федерации, доверяющий директору распоряжение бюджетными финансами и гарантиями образования для каждого ребенка, обозначенными в Конституции, должны быть уверены в компетенциях управленца, ими отобранного и назначенного при участии общественности. Вопрос скорее не в недоверии системе отбора школьных управленцев, а в желании общественности влиять на школьную жизнь и принимаемые решения. А признанным и эффективным механизмом в мировой практике является работа Управляющих советов, куда входят родители, представители местной общественности, учителя, директор школы. Например, Управляющий совет может иметь право согласовывать кандидатуру директора школы, предложенную муниципалитетом или отказаться от нее. Но это не главное. Управляющие советы, обладающие реальными полномочиями – инструмент влияния общественности на жизнь школы в стабильном формате, а не только раз в год во время выборов директора, как предлагается».
Похоже, не воодушевила идея тотальной выборности и директоров: « Необходимо, на мой взгляд, уходить от крайних позиций и искать форматы взаимодействия, при которых будут учтены представления и власти и школьного сообщества о развитии школы. Проводить это через процедуру назначения и контракт директора. При этом необходимо сохранять самостоятельность директора как ключевого эксперта в формировании политики школы»,- считает, например, директор пермской школы «Точка» Анна Деменева.
«На мой взгляд, скорее надо думать про комплексные программы и механизмы формирования кадрового резерва административных работников в системе образования - не только директоров, потому что важнее становится не столько личность руководителя, что конечно не менее важно, а управленческая команда, способная развивать образовательную организацию с учетом тенденций развития образования и, самое главное, внешних вызовов,- заявила директор центра сопровождения проектов в системе образования «Институт развития образования им. Бунакова» Татьяна Куликова.- Программу формирования кадрового резерва можно в том числе рассматривать и как программу гарантированного карьерного роста в системе образования, чего сильно не хватает, особенно молодым кадрам. Мне кажется, что открытый общественный конкурс может быть частью механизма, но не единственной, т.к. общественность в массе, к сожалению, не задумывается над причинами происходящих изменений и, соответственно, не может их учитывать при выборе того или иного кандидата».
Короче говоря, определились все, и лишь позиция Минпросвещения оказалась на редкость обтекаемой: «Механизм определения директора школы законодательно урегулирован: закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает что руководитель образовательной организации либо избирается общим собранием, конференцией работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; либо напрямую назначается учредителем образовательной организации. И именно в этих законодательных рамках и проходит определение руководителей, в том числе руководителей школ».