До пандемии 4/5 школьных учителей и 2/3 преподавателей вузов не использовали цифровые технологии в классе и аудитории. Персональные компьютеры есть не более, чем у трех четвертей российских домохозяйств. Дистанционное обучение в школе было вынужденным, но это — поворотный пункт в развитии образования, заявил на недавней образовательной конференции Яндекса ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Онлайн для школы стал костылем, но не в этом будущее школьного образования: школе не нужен дистант, школе нужна цифра. А с этим в России проблема.
Среднероссийские показатели доступности интернета ниже мирового уровня, что объясняется, в частности, большим количеством труднодоступных территорий. Люди нередко жалуются на высокую стоимость подключения к сети, в некоторых регионах доля таких граждан доходит до 40%. Около 40% школ имеют доступ к интернету только со скоростью не выше 2 Мбит/с, а значит, они не могут рассчитывать на качественный звук и видео, что необходимо для дистанционных занятий. Не менее остро стоит вопрос недостаточности цифровых компетенций, методической и психологической подготовки педагогов. Между тем, «цифра для школы – это симуляторы технологий, которые позволяют найти таланты, тех, кто демонстрирует их в искусстве, спорте, науке, тех, кто талантливо работают руками, талантливо готовят, исполняют сложные регламенты»,- убежден Кузьминов.
В этой связи, отметил он, для начала нужно понять, что цифра это не онлайн, как многие считают, «это робот, движок, на который мы навешиваем образовательный контент». А далее есть четыре элемента, в которые нужно инвестировать. Это предоставление материала информирования – его можно сделать интересным, увлекательным, это обработка выполнения заданий, где простейший искусственный интеллект может обеспечить обратную связь, это контроль и коррекция домашнего задания. При этом «если дистант для школы это плохо, то для вузов дистант – это будущее»,- подчеркнул Кузьминов.