11 ноября состоялась пленарная сессия Казанского национального исследовательского технологического университета Международной сетевой научно-практической конференции по инженерному образованию «Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций – СИНЕРГИЯ-2020».
На конференции обсуждались актуальные проблемы инженерного образования в условиях меняющегося мира и его устойчивого развития; цифровой экономики, индустрии 4.0 и будущих промышленных революций; вопросы подготовки востребованных кадров для ведущих отраслей промышленности и, прежде всего, нефтегазохимической отрасли с участием заказчиков и под нужды реальной экономики. Был рассмотрен опыт мирового и отечественного использования инновационных технологий и форм обучения в подготовке инженеров для индустрии 4.0 и её ведущих отраслей, в том числе обсуждались вопросы повышения производительности труда. В работе секции приняли участие ведущие эксперты России, Казахстана, Германии.
В своем выступлении заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович уделила особое внимание «продуктовой линейке», которую может предложить Национальная система квалификаций бизнесу и системе образования: от идентификации запроса на квалификации (через описание бизнес-процессов и содержания образующих их трудовых функций) до подготовки специалистов, этими квалификациями обладающих (через разработку и реализацию адекватных образовательных программ и независимую оценку квалификации). Национальная система квалификаций предлагает типовые решения (методики, шаблоны, описания успешных кейсов), которые позволяют создавать уникальные, ориентированные на конкретные задачи (предприятия, инновационного проекта) модели квалификаций и компетенций, проводить оценку квалификации обучающихся, персонала и соискателей рабочих мест, разрабатывать с учетом ее результатов содержание основных и дополнительных профессиональных программ. Каждая из методик поддержана соответствующим цифровым сервисом.
Одна из наиболее обсуждаемых в настоящее время проблем: как обеспечить оперативную настройку образовательного контента на перспективные потребности рынка труда? Стремительное развитие технологий меняет содержание традиционных профессий, создает почву для появления ранее неизвестных компетенций и квалификаций. В таких условиях система образования нуждается в опережающей информации (в горизонте планирования как минимум в пределах 3-5 лет), чтобы успевать своевременно готовить специалистов с необходимой квалификацией. Решить эту задачу позволяет внедрение мониторинга рынка труда нового типа – мониторинга жизненного цикла квалификаций, концепция, методика и инструментарий которого были разработаны Национальным агентством развития квалификаций совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения. Специфика мониторинга в том, что он проводится в цифровой среде и позволяет фиксировать и проводить анализ изменений, происходящих на уровне содержания деятельности, в том числе идентификацию только оформляющихся тенденций (появление новых трудовых действий и трудовых функций, выявление «мягких» навыков, требующихся для их выполнения), что, как следствие, потребует обновления набора умений и совокупности обеспечивающих их знаний, т.е. требований к результатам обучения.