11 ноября Президент России Владимир Путин подписал поправки в Трудовой кодекс, согласно которым правительство получает право устанавливать зарплаты работникам всех государственных и муниципальных учреждений. По замыслу законодателей, это поможет привести к единому знаменателю оплату труда бюджетников по всей стране, ведь кабмин будет регулировать разницу в окладах между руководством школ и сотрудниками, а также размеры стимулирующих и компенсационных выплат. Смущает одно: а где деньги, необходимые для претворения в жизнь этих чудесных планов? В бюджете их нет!
Ситуация с зарплатами учителей государственных школ выглядит гладко только на бумаге, да в отчетах президенту и правительству. На самом деле, суммы, которые получают педагоги, в разы меньше отчетных, причем, в разных регионах — часто соседних — их зарплаты различаются в разы. Последний же мониторинг базовых окладов в регионах и вовсе показал, что в 60 субъектах федерации оклады учителей ниже МРОТ! И все это вместе взятое вызывает массовое недовольство
«С учетом 5 тысяч за классное руководство зарплаты должны подрасти. Но люди получают и по 13 тысяч,- поделился с РОСВУЗом преподаватель из города Суджа Курской области Александр Мамкин.- Но в этом году руководство отказалось от активной публикации Дорожных карт и средних зарплат. Насколько я понимаю, с января по июнь я получал строго среднюю зарплату. Но для этого пришлось писать Президенту, министрам, губернатору, Областной думе, стать кандидатом педагогических наук, дважды победить в федеральном конкурсе «Мои инновации в образовании», который проводился при поддержке комитета по образованию и науке Госдумы, трижды победить в номинации областного конкурса «Преподаватель года». Да, я получил среднюю. Но гарантирован мне только МРОТ!»
Что будет в этом году — «неизвестно,- продолжил он,- потому что никто из учителей в конце месяца не может назвать свою зарплату — это произвольная цифра, зависящая только от воли руководства образовательной организацией. В целом же зарплату, равную средней и выше, получает, по моим опросам, только 10-20 % учителей. В каждой избушке свои погремушки. Где-то это единицы, в других местах любой педагог, отработав по две ставки (фактически по 16 часов в сутки, если учитывать неаудиторную нагрузку) получает среднюю, в третьих школах даже 2,5 ставки не гарантируют получения средней зарплаты. Это вопрос оставлен на откуп местному руководству. Фактически, президент поставил цель, деньги, как я понимаю, выделяются, однако понимание реализации майских указов определяется на местах, локальными актами. Вопрос зарплат часто просто вышел из федерального регулирования, на уровень школы. Школа определяет, кому, как и сколько платить. К примеру, в некоторых регионах при окладе в 3 тысячи рублей 60-80% зарплаты относятся к необязательной части. Как нам говорят решения судов — стимулирующие выплаты не обязанность, а право работодателя! Можно лишь предположить, что деньги выделяются на образовательные учреждения, исходя из численности преподавателей и учителей, а потом распределяются так, как удобно руководству. Часто - среди приближенных лиц».
Сейчас, после принятия поправок к ТК, ситуация по идее должна нормализоваться. Так, скажем, замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов уже заявил, что закон приведет к росту зарплат бюджетников.
Однако вот вопрос: а кто оплатит этот рост зарплат? И вопрос этот, как оказалось, далеко не праздный.
«Трудно представить, как этот закон приведет к росту оплаты труда учителей, если в консолидированном федеральном бюджете не увеличится доля расходов на образование,- прокомментировал ситуацию сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.- Откуда регионы возьмут деньги на дополнительную оплату?»
Конечно, этот закон - шаг в правильном направлении, поскольку разница в зарплатах учителей в регионах просто катастрофическая. Но он никому не нужен, если не будет установлен минимальный размер оплаты труда за ставку. Исходя из сложившейся ситуации, профсоюз «Учитель» требует зафиксировать этот размер хотя бы на уровне двух региональных МРОТ. И в соответствии с этим предусмотреть финансирование. Например, в федеральном бюджете заложить 1 МРОТ за ставку, и в региональном бюджете не меньше 1 МРОТ.
Ответа правительства на запрос учителей пока не поступало.