19 ноября первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко заявил в телеинтервью, что на карантин по коронавирусу по России закрыты всего-навсего 26 школ, что составляет 0,07% от общего количества. В итоге может показаться, что пандемия чудесным образом обошла нашу систему общего образования, и тогда как взрослые все больше переходят на дистанционку, дети продолжают спокойно учиться очно. На деле же это не так: в школу, как признал тот же чиновник, ходят лишь чуть больше половины учеников.
Ситуацию с распространением коронавирусной инфекции в российских школах отслеживает специально созданный Ситуационный центр Минпросвещения, и его сводки оптимистичны. Так, за пару дней до выступления Глушко сообщалось: «Количество школ, закрытых на карантин в связи с эпидемиологической ситуацией, уменьшилось по сравнению с прошлым месяцем до 33-х, что составило порядка 0,08% от всех школ страны. Полностью в очной форме продолжают работу более 70% школ страны, в подавляющем большинстве остальных школ применяется смешанный формат очного обучения с дистанционным. Как правило, это перевод на дистанционное обучение только определенных классов».
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов также заверил: «Динамика, о которой мы можем говорить в масштабах страны, наглядно показывает, что ситуация в системе образования остается под контролем и стабильна. В середине ноября такие меры как полное закрытие школ в связи с карантином по COVID -19 применяются точечно и гораздо реже, нежели это было месяцем ранее. Сейчас мы говорим о примерно 30 школах, в октябре их было более 100. Этому способствует наша методическая работа и меры, которые применяют регионы на местах. Прежде всего, это каникулярный режим, контроль за оснащением образовательных организаций всем необходимым, в определенных случаях – временное применение дистанционных технологий».
Ныне, по словам Глушко, ситуация еще лучше: «Полностью закрыты на карантин лишь 26 школ в 12 регионах (0,07% от всего количества), тогда как на максимуме их число доходило до 150, что составляло около 1%. Еще примерно столько же школ закрыты на карантин по гриппу и ОРВИ». Таким образом, «школы сегодня — самое безопасное место для ребенка»,— подытожил он.
Казалось бы, жить, да радоваться. Однако посещают это «самое безопасное место», как тут же признался сам Глушко, лишь 56% школьников. Остальные в лучшем случае совмещают очное обучение с дистанционным, «когда школы принимают решение разбивать параллели: один класс ходит, условно, четные дни недели, другие ходят в нечетные дни, или где-то отдельные темы изучаются дистанционно». А то и не ходят в школу вовсе: «К примеру, в одной из территорий все школы сейчас ушли на каникулы, а полный переход школ на дистанционное обучение ввели только в Оренбургской области»,- отметил он.
Каждый регион и правда решает сам, как препятствовать распространению инфекции в школах. Так, в Санкт-Петербурге с 9 по 16 ноября родители подали 10,6 тыс. заявлений на обучение их детей в смешанном формате, а на чистый онлайн уже перешли более 10,5 тыс. школьников. (Больше всего заявлений о переводе на дистанционку написали родители учеников 5-х-8-х классов). В Рязани объявлен «веерный переход» на дистанционное обучение: с 23 ноября по 6 декабря на дистант перейдут ученики 5-х и 6-х классов, которые потом будут учиться очно, а 7-е, 8-е, 10-е классы с 7 по 20 декабря уйдут на дистанционку. При этом ученики с 1-х по 4-е, а также 9-х и 11-х классов пока продолжат учиться непосредственно в школах.
В Москве на дистанционку ушли 6-е — 11-е классы. Младшие ходят в школу, и это, по оценке Глушко, разумно: во-первых, из-за их «меньшей заболеваемости коронавирусом» этой возрастной группы; во-вторых, из-за «низкой эффективности» для нее дистанционного обучения. Однако не все так просто.
Крайняя неохота, с которой Минпросвещения санкционирует переход школы (особенно младшей) на дистанционку, объясняется резко отрицательным отношением родителей к дистанционному обучению. Это прямо признает и образовательное сообщество — например, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, директор лицея №369 Константин Тхостов, и само Минпросвещения: «В октябре и ноябре,- отмечают в ведомстве,- увеличилось количество обращений, связанных с распространением в Интернете, в том числе в родительских/школьных чатах мессенджеров, недостоверной информации о вводе постоянного режима дистанционного обучения и призывов голосовать против этого».
Опасение взрыва массового недовольства, надо думать, и заставляет чиновников жонглировать статистикой, представляя эпидемиологическую ситуацию в школе благоприятной.