Студенты всей страны требуют перерасчета стоимости обучения. Их не устраивает качество занятий на дистанте, пусть и безопасном с эпидемиологической точки зрения, но проигрывающем, по общему мнению, качеству традиционного, очного образования. Вузы выполнить этих требований не могут, ибо это лишит их возможности платить преподавателям и содержать здания. Государство же бросило на произвол судьбы и тех, и других, хотя основы нынешней проблемы еще десятилетие назад были заложены именно федеральными управленцами системы образования, констатировал омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Чем дистант-обучение в российском исполнении немило всем участникам образовательного процесса, и чем оно хуже очного, общеизвестно:
«В семьях не хватает компьютеров: как правило, он один на всех,- напомнил первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.- С переходом на дистант усугубилось неравенство мотивации учащихся: для более мотивированных качество обучения снизилось мало, но у немотивированных в отсутствие контроля оно оказалось гораздо хуже традиционного. Преподаватели не подготовлены к проведению онлайн-занятий. 50% сельских образовательных организаций вообще не имеют скоростного интернета, из-за чего в Омской области студент прославился тем, что ловил ZOOM, залезая не березу. А так как в бюджете на 2022 год расходы на развитие цифровой образовательной среды сократились на 4 млрд, таких берез в ближайшем будущем станет больше. Таким образом, в стране появился новый вид неравенства условий обучения — цифровое».
Особенно обидно, что некоторые средства на развитие электронных форм обучения государство ранее все же выделяло. Но управленцы системой образования не смогли ими правильно распорядиться, из-за чего в России, в отличие от ведущих стран мира, так и не появилось электронным университетов, констатировал Смолин: «В итоге наши ребята учатся в зарубежных университетах этого типа, а затем уезжают на работу за границу. Причем, в таких масштабах, что от утечки мозгов Россия теряет уже больше, чем от утечки капиталов».
Катастрофа дистантом в нашей стране имеет ярко выраженный рукотворный характер, дал понять омбудсмен в сфере образования Амет Володарский: «Дистанционное образование для России не новость. Именно с ним в течение последнего десятилетия боролся Рособрнадзор. И не победи данное ведомство в этой борьбе, сегодня мы бы имели отечественный ZOOM, который очень помог бы в критической ситуации тотального перехода на дистант!»
Теперь же ждать помощи неоткуда, и студенты штурмуют суды, требуя от вузов перерасчета оплаты обучения. По оценке председателя Всероссийского студенческого союза Олега Цапко, в среднем они претендуют на то, чтобы снизить оплату обучения на 20-30%, а там, где занятий из-за отсутствия надежной связи не проводилось вовсе — возможно, на 80%, а то и на все 100%.
Есть уже и адвокаты, которые берутся выиграть эти судебные иски: «Существенно изменились подача материалов и форма взаимодействия преподавателей со студентами. Из-за неподготовленности преподавателей к обучению в режиме онлайн снизилось качество подачи материала. Изменилась форма обучения. А, значит, изменились условия заключенного ранее договора, что в соответствии со ст.453 Гражданского кодекса является поводом для пересмотра стоимости обучения»,- разъясняет, например, Флоранс Ленская.
Между тем, платников в России большинство — почти 60% от общего числа студентов. Так что, поддержи суды эти требования - и вузы ждет массовое разорение и закрытие. Причем, речь идет не только о частных, но и о государственных университетах: «Требования студентов пересчитать стоимость обучения — это неправильный ход,- разъяснил суть дела Володарский.- Надо говорить не об этом, а об улучшении качества дистанционного обучения! Основная часть расходов вузов — затраты на зарплаты преподавателей и обслуживание помещений. А эти статьи расходов с переходом на дистант никуда не делись. Студенты этого просто не знают!»
Единственный выход, считает Смолин, чтобы «финансовую поддержку и студентам, и вузам оказало государство. Как недавно сообщил президент, в стабфонде России скопилось около 14 трлн руб. Эти средства, как известно, там держат на случай кризиса. Но ведь сейчас именно такая ситуация! Так что этими средствами самое время воспользоваться». Государство же пока продолжает дистанцироваться как от вузов, так и от студентов.