Вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие годы. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
Проект стартовал осенью 2019 года. Тогда оценку по стандартам PISA прошли школы 14 регионов, в исследовании приняли участие почти 65 тыс. учащихся из 1400 образовательных организаций. В общероссийской выборке участвовали около 10 тысяч учащихся из 200 школ. Осенью 2020 года прошел второй этап исследования. В нем также приняли участие 14 регионов, где работу выполнили более 39 тыс. учащихся из 1400 школ. В общероссийской выборке поучаствовали более 6 тыс. школьников из 190 образовательных организаций. Проведение исследования в 2020 году столкнулось со сложностями, вызванными эпидемиологической ситуацией. В нем не смогли принять участие школы Москвы. Исследование проводилось в очном формате.
Итоги исследования 2019 года подведены. Участвовавшие в нем регионы получили индивидуальные отчеты, содержащие как информацию по каждой школе-участнице, так и данные, призванные поддержать развитие региональных систем управления образованием в целом. Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года. Однако некоторые выводы были сделаны уже сейчас. Так, подтверждена прямая зависимость результатов PISA от таких факторов, как развитие в школе системы профориентации, кружков и другой внеурочной и проектной деятельности, материальной базы. Также на результаты серьезное влияние оказывают мотивация, дисциплина, уверенность в себе, любознательность и удовлетворенность жизнью у школьников, их отношения с учителями и профессионализм учителей. Чувствительным фактором является наличие доступа школы к высокоскоростному интернету, который учителя могут использовать для подготовки и организации уроков.
Проведенное исследование позволило выявить в каждом регионе наиболее успешные школы и изучить те практики, которые они используют в своей работе. Эти практики легли в основу организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+».
В 2021 году исследование будет продолжено. Планируется проведение региональной оценки по модели PISA в следующих регионах: Амурская область, Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Мурманская область, Республика Дагестан, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Свердловская область, Калужская область, Орловская область, Республика Адыгея.