Перевод школы на дистанционное обучение из-за продолжающейся пандемии коронавируса привел к значительному снижению качества образования — это, по итогам Всероссийских проверочных работ признают сейчас даже в Минпросвещения. В таких условиях ЕГЭ в текущем учебном году нужно отменить, считает омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. Однако время существования единых госэкзаменов в нашей стране и без того подходит к концу, заверил он РОСВУЗ.
Амет Александрович, реально ли отменить ЕГЭ в этом году?
- Очень хочется верить, что хотя бы в эпоху коронавирусной инфекции, ближайшим летом под давлением родительского и экспертного сообщества удастся добиться поступления в вузы в 2021 году без ЕГЭ, как это было летом 2020 года, к примеру, в Великобритании. Абитуриенты поступали там по текущим оценкам, а не по результатам вступительных экзаменов, являющихся аналогом нашего ЕГЭ. И исследования уже подтвердили, что эти ребята оказались ничуть не хуже тех, что в предшествующие годы поступали по вступительным экзаменам!
У экспертов вообще много претензий к процедуре ЕГЭ...
- И у меня в том числе! Сейчас, например, выпускник школы не может сразу получить доступ к своей работе — это возможно только через две недели. Практически невозможно и улучшить свою оценку путем апелляции. Мы писали об этих проблемах в Минпросвещения, но долго не получали никакого ответа. А затем вдруг получили, хотя и в неожиданной форме — вдруг увидели, что наши предложения попали в новую стратегию образования, подготовленную Минпросвещения.
Например, какие?
- В частности, предложенная мной идея создания цифрового портфолио, аккумулирующего все основные достижения ребенка в самых разных сферах, будь то спорт, волонтерское движение, художественная школа, физика или химия. Ребенок или его родители смогут предоставлять доступ к этой информации тем вузам или другим организациям, которым сочтет нужным. А вуз, исходя из содержания портфолио, подберет себе самых подходящих абитуриентов. Я очень надеюсь, что таким путем мы вообще сможем уйти от ЕГЭ!
Когда, по вашей оценке, на это можно рассчитывать?
- Думаю, что в лучшем случае ЕГЭ могут отменить уже через 3-4 года. Ну а в худшем — лет через десять. У Рособрнадзора и Минпросвещеия тогда просто не будет другого выхода, как применить цифровое портфолио, что я предлагал уже много лет назад. Конечно, каждый год ЕГЭ становится все боле демократичным и все больше разворачивается лицом к абитуриентам. Но сегодня даже власти признали, что он, мягко говоря, не идеален: недаром вузам разрешили вводить дополнительные собственные экзамены, что, правда, лишь увеличило нагрузку абитуриентов.
Неужто Минпросвет пойдет на отмену ЕГЭ из-за сочувствия абитуриентам?
- Конечно же, нет! Просто через 10 лет технологии достигнут такого уровня, что электронный портфолио ребенка сможет сыграть роль вступительных экзаменов. Уже сейчас портфолио стали аккумулировать достижения выпускников школы. А дальнейшая цифровизация школы изменит весь подход к оценке знаний ребенка. Вот тогда-то Минпросвещения, образно выражаясь, и придется отказаться от сохи и пересесть на трактор. Мы видим, что портфолио уже отразилось в новой концепции Минпросвещения на ближайшие годы. И я рад, что пусть так, но наши предложения все же были приняты.
Порядком цифровизации школы занимается Минпросвещения?
- Вообще-то тема использования в школе гаджетов — не Минпросвещения, а Рособрнадзора и Роспотребнрадзора, а также органов управления образования регионов. Но, возглавив сейчас Минпросвещения, бывшее руководство Рособрнадзора фактически оставило функцию контроля за собой. И в этой связи очень опасаюсь, что теперь, вместо развития, там начнут придумывать разные программы ограничения. Так, уже появилась масса требований к учителям-предметникам, директорам школ.
Российские общество всерьез опасается цифровизации школы: люди боятся, что это — путь к замене очного обучения детей на вечный режим онлайн.
- Думаю, что этого не случится: просто кто-то хайпует на распространении фейков. В нашем обществе школьное образование является одной из ценностей, которую никто не отдаст. Кроме того получение среднего бесплатного образования — вопрос устойчивости государства. Поэтому любые попытки разрушить этот столп общества и государства будут расцениваться как подрывная деятельность и окажутся обреченными на поражение. Полностью перевести российские школы в дистант невозможно! Просто сейчас, в эпоху коронавируса, дистантное образование является вынужденной мерой, так как при всех своих недостатках оно все же лучше, чем никакого — вопрос стоит именно так. К замене очного обучения, когда пандемия закончится, это не приведет.
Но в Госдуму, тем не менее, внесен законопроект о дистанционном обучении!
- И это правильно! Дистантное обучение надо узаконить, как форму обучения, чтобы в будущем дать всем детям возможность получать хорошее образование и проходить аттестацию, где бы они ни жили. Оно же позволит избежать отставания в учебе для ребят, находящихся на длительном лечении. Или улучшить и ситуацию в классах, предоставив всем желающим право учиться дистанционно и тем самым сократив физическую наполняемость классов с нынешних 35 человек, к примеру, до 25. Так что как дополнительный инструмент очного обучения дистант полезен!