Опросы студентов Нижегородского госуниверситета, представленные на недавней конференции eSTARS, организованной Высшей школой экономики, показали, что в среднем ежедневно на учебу студент тратит 8,5 часов, из них 4 — на выполнение домашних заданий. Добавим сюда 8 часов на сон. Остается 7,5 свободного времени. И все это — в условиях дистанта. При традиционном подходе столько времени на досуг у учащихся никогда не было.
Появившийся запас времени как позитивную черту отметили более 74% опрошенных. Каждый четвертый (почти 26%) оценил комфорт «удаленки», понимая под ним, например, наличие под рукой компьютера, холодильника, зарядного устройства. Каждый пятый — безопасность в плане здоровья. Важными оказались экономия денег, удобство работы на своей технике без необходимости подстраиваться под университетские программы. При этом до пандемии большинство ратовало за применение технологий в «смешанном обучении» (традиционное плюс электронное) и говорилось, что они повышают мотивацию к учёбе, хотя на интерес к ней не влияют.
Выявился и негатив. Вынужденно быстрый разворот от традиций увеличил объем работы, время на выполнение домашних заданий. Повысилась утомляемость, после долгого сидения за компьютером хуже воспринимается материал. Причины таких оценок со стороны студентов, организаторы исследования объяснили низким качеством интернет-связи, недостаточным уровнем технической оснащенности и подготовки, отсутствием личного контакта и быстрой связи с преподавателями.
Факторами стресса для преподавателей стали нагрузка, проблемы с обратной связью от учащихся, отсутствие методик преподавания и новизна «цифровой» работы. В целом для всех участников процесса выявилось пять проблем. Кроме технических, организационных и компетентностных, возникли психологические (как следствие ограничения социальных контактов и недостатка общения) и физические (от сидячего образа жизни и постоянного пребывания перед монитором: боли в спине, головные боли, ухудшение зрения). При этом взгляд с точки зрения психологии на российских студентов выявил проблемы с дисциплиной, самоорганизацией и с активностью в достижении образовательных целей, независимостью выбора, вовлеченностью в учебу. Впрочем, ситуация меняется. Онлайн учит студентов самостоятельности, а их наставников — готовности и способности создавать условия для ее проявления, утверждают исследователи.