В Минпросвещения большой праздник. Россия, как с гордостью сообщил на этой неделе глава ведомства Сергей Кравцов, улучшила свои показатели в последнем международном исследовании качества образования TIMSS, войдя в шестерку мировых лидеров. Вот только школе, увы, не до торжеств. Ее, по словам педагогов, настолько замучили различными проверками, что учителя стали выходить на пикеты под лозунгом: «Дайте учителю учить!»
Официальная картинка состояния дел с качеством обучения российских школьников выглядит куда как привлекательно. Россия, как отмечают в Рособрнадзоре, «сохранила и упрочила свои позиции по всем направлениям международного сопоставительного исследования качества образования TIMSS, уверенно войдя в шестерку мировых лидеров».
Так, по естествознанию в 4-х классах российские школьники вошли в тройку лидеров с результатом 567 баллов, обойдя школьников Японии и уступив только своим сверстникам из Сингапура и Республики Корея. В 8-х классах по естественно-научной подготовке Россия усилила свои позиции, поднявшись сразу на два места – с 7 на 5 с результатом в 543 балла, обойдя таких лидеров как Гонконг, Финляндия и Литва (впереди Сингапур, Тайвань, Япония и Республика Корея).
По математике общий балл российских школьников вырос в обеих параллелях. Четвероклассники повысили свой результат с 564 до 567 баллов, поднявшись на 6 место и обойдя своих сверстников из Северной Ирландии. Впереди России остаются только азиатские лидеры в сфере образования: Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Япония и Гонконг. По математической подготовке в 8-х классах группа лидеров та же, что и в 4-х классах. Российские школьники увеличили общий балл с 538 до 543 баллов, сохранив за собой 6 место.
«Сегодня, глядя на результаты TIMSS 2019 года, мы можем однозначно сказать, что лидерские позиции российского школьного образования в этом направлении сохраняются, мы остаемся в числе 10 ведущих стран по итогам этого исследования, а места России в рейтинге TIMSS даже несколько повысились. Таким образом, мы продолжаем давать школьникам качественную фундаментальную подготовку и должны направить усилия на то, чтобы, с одной стороны, не потерять ее, а с другой – придать системе общего образования большую практическую направленность, научить наших школьников лучше применять полученные знания на практике», - прокомментировал результаты исследования министр просвещения Сергей Кравцов, выразив заодно уверенность, что динамика результатов этом и других исследованиях позволит достичь поставленную президентом цель – вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Особый акцент власти делают на том, что высоко оценивают наших школьников международные эксперты. А это, дескать, значит, что прав Кравцов, утверждая: «По качеству образования Россия - одна из самых лучших в мире!»
Может, оно так и есть. Но школа платит за это страшную цену, ибо ее замучили проверками знаний. «У нас, - с гордостью отмечает Кравцов,- настроена единая система оценки качества школьного образования, и дополнительных оценочных процедур вводить не надо - тех инструментов, которые есть, достаточно: это и проверочные работы в конце учебного года, и ОГЭ, и ЕГЭ. А в Рособрнадзоре есть инструмент НИКО, который работает на предметы, не входящие в итоговую аттестацию и в ВПР (Всероссийские проверочные работы): технологии, физкультура, музыка, ОБЖ, ИЗО. Эти исследования важны для Минпросвещения».
За обещание не заводить новых форм проверок министру, конечно, спасибо. Однако и имеющихся, по оценке учителей, у нас с избытком: «Дайте учителю учить!», «Чиновников Рособрнадзора — на работу в школу!», «Стоп ВПР» - под такими лозунгами профсоюз «Учитель» проводит сейчас флешмобы с требованием упразднить ВПР. В Москве, например, состоялся пикет около здания Рособрнадзора: учителя требуют избавить их от анализа результатов осенних ВПР и не проводить ВПР весной 2021 года.
«В конце ноября,- разъяснили нам свою позицию в профсоюзе,- школы получили рекомендации по анализу результатов ВПР и использовании их в образовательном процессе. Нужно было не только проанализировать ВПР для каждого ребенка, класса и параллели, но и сделать аналитические справки, составить дорожные карты, внести изменения в рабочие программы и разработать индивидуальные образовательные маршруты. Сдать эти тонны писанины предписывалось к 1 декабря. Что забыл сделать Рособрнадзор? Отправить в школы штат своих специалистов, чтобы они выполнили эти рекомендации. Потому что учителя — вот новость! - учат детей. Каждый день, в условиях эпидемиологических ограничений, часто на 1,5-2 ставки, заменяя заболевших коллег. Между тем, для каждого ребенка и для целых классов учитель должен был написать, как он будет их учить в декабре этого года, чтобы залатать пробелы из-за дистанционки в конце прошлого учебного года на основе присланных 33 страниц убористого текста с ценными указаниями. И многие учителя просто рисуют цифры из головы, поскольку в нынешней ситуации у них нет ни сил, ни времени выполнить эту работу. Рособрнадзор скажет, что это добровольно. Но директора боятся проверок и ставят задачи перед учителями. Кто-то рискует отказаться, а кто-то слишком боится за свою работу, и вместо того, чтобы нормально подготовиться к урокам, пишет ночами отчеты по ВПР!»
Рособрнадзор планирует провести следующие ВПР весной текущего учебного года. Но единственное правильное решение — отказаться от ВПР вовсе, настаивают педагоги: «Наши аргументы не раз были озвучены: проверочные работы не соответствуют программе, дети теряют несколько уроков, оплаты учителям за проведение и проверку ВПР не предусмотрено. Дайте учителю учить!»