По оценке ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в ближайшие десять лет образовательный ландшафт будет меняться с учетом трех трендов. «Во-первых, резко возрастет роль онлайн-обучения – к 2030 году онлайн-программы в вузах составят до 20%, а внутри обычных программ будет до трети онлайн-курсов. Это радикально изменит уровень конкуренции в высшей школе: обучаясь онлайн, можно выбирать лучшие курсы из любых стран. И студенты добьются возможности расширения своего выбора, а любой выбор студента - это выбор из лучшего. И трансформация любых вузов под воздействием онлайн пойдет очень быстрая.
Во-вторых, вырастет значение микро-степеней – знаков, подтверждающих квалификацию. В последнее десятилетие средний срок жизни технологий составил 5,5 лет, учить таким технологиям на основной образовательной программе бессмысленно, но знания можно получить на коротких курсах в отраслевых учебных центрах, разрушающих монополию вузов. К 2030 году до половины микро-квалификаций будут предлагаться онлайн.
В-третьих, бакалаврское образование становится все более общим, но образовательная программа каждого студента персонализируется. «Отсюда потребность в новой модели высшего образования – «2+2+2», когда первые два года обучения – это «широкий» бакалавриат с возможностью выбора, а следующие два – «узкий» трек. Куда, в конце концов, выведет индивидуальная образовательная траектория, предугадать сложно, и не исключено, что название квалификации, которая присваивается по окончании университета, выпускник будет определять вместе со своим научным руководителем», — заключил Кузьминов.