Современный технологический уклад не позволяет полностью устранить риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также риск нанесения ущерба окружающей среде и имуществу граждан. Одной из основных причин аварий, пожаров, несчастных случаев на производстве, включая случаи со смертельным исходом (как исполнителей работ, так и третьих лиц), по-прежнему остается недостаточная квалификация персонала, констатировали участники VI Всероссийского Форума «Национальная система квалификаций России. Рынок труда – новая реальность». При этом особая группа работников – это работники, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с работой на опасных производственных объектах. Их квалификации должно быть уделено пристальное внимание.
В ноябре 2018 года совместно с Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях был разработан и согласован план мероприятий по реализации поставленных задач в рамках развития системы квалификаций в области обеспечения безопасности в ЧС до 2021 года. В рамках плана были созданы рабочие группы по экспертизе профстандартов, прогнозированию появления новых профессий, и образовательные организации включены в этот процесс. Была сформирована общероссийская сеть центров оценки квалификаций. Оценка квалификации работника, отвечающего за безопасность, важна, чтобы оперативно реагировать и предотвращать опасные для жизни людей ситуации.
В системах высшего и среднего профобразования образовательные программы проходят процедуру государственной и профессионально-общественной аккредитации, что позволяет контролировать качество образовательного процесса. В системе дополнительного профобразования действует только система добровольной общественной аккредитации, что имеет свои негативные последствия: например, в интернете можно встретить более 24 млн объявлений о покупке удостоверений о прохождении пожарно-технического минимума, а это может привести к трагедиям.
«Система независимой оценки квалификации может стать эффективным инструментом управления персоналом. Важно учесть требования профстандартов как в системе подготовки кадров, так и при приеме на работу», - подчеркнул начальник департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «Российские железные дороги» Владимир Никитин. Разработано 92 и утверждено 84 отраслевых профессиональных стандарта, к концу года профстандарты охватят все профессии и должности сферы железнодорожного транспорта. Применяется также более 160 межотраслевых профстандартов. На сегодняшний день независимую оценку квалификации прошли более 2 тыс. претендентов на замещение должностей, связанных с безопасностью движения, от профессиональной подготовки которых зависят жизнь и здоровье граждан. Также уже несколько лет в компании действует система единых корпоративных требований к персоналу. Среди критериев – профессиональные и корпоративные компетенции, потенциал и мобильность, результативность и опыт. Владимир Никитин убежден: оценка квалификации должна стать обязательной в отношении лиц, работа которых может привести к материальному ущербу для работодателя и общества, а также для сотрудников, кто приступает к работе впервые или имеет большой перерыв в деятельности.