К 2016 году в России появится студенческий стандарт качества высшего образования. Общественность широко обсуждает его критерии и механизмы, но главное уже понятно. Студенты оценят условия, в которых их учат, и моральный климат в вузе. А затем на этой основе создадут собственный рейтинг высших учебных заведений.
Введение студенческого стандарта качества образования предполагает создание в вузах особых студенческих комиссий или советов, которые и займутся оценкой. Это не будет «бюро жалоб», куда учащиеся понесут свои обиды на администрацию. Смысл идеи – не столько донести до руководства вуза взгляд студентов на то, как их учат, сколько начать совместную борьбу с выявленными изъянами.
Студентов, которые захотят вести мониторинг качества образования в своем вузе, будут специально готовить. Методики уже есть: проект не только прошел первичное обсуждение на студенческих форумах в нескольких регионах России, но был опробован в пилотном режиме в 15 вузах страны, а еще в 25 вузах созданы рабочие группы. Сейчас вопрос лишь в окончательном оформлении параметров оценки. И тут промахнуться нельзя, чтобы не загубить все дело.
С одной стороны, критерии студенческой оценки должны быть «посильными» для учащихся - например, большой вопрос, может ли даже старшекурсник, не говоря о «малышне», адекватно оценить уровень научной работы вуза. Однако, с другой, студстандарт качества должен затрагивать сущностные стороны подготовки будущих специалистов – в противном случае он превратится в профанацию.
На сегодняшний день проект студенческого стандарта качества образования предполагает оценивать качество образования в вузе, прежде всего, по условиям образовательного процесса. Больше всего предложений по блоку материального сопровождения: студенты жалуются, что материалы их лекций безнадежно устарели, новые информтехнологии не используются («мы переписываем то, что лектор читает по бумажке»), а в лабораториях вместо современного оборудования, сплошь и рядом стоит аппаратура советского образца, на которой учат неизвестно чему.
Среди других предлагаемых критериев - итоги промежуточного тестирования; уровень информированности студентов об организации учебного процесса; качество производственной практики (студенты настаивают, что его должны гарантировать соглашения вузов с предприятиями о реальных проектах и не хотят «перекладывать бумажки или подметать»); условия для массового спорта и воспитательная деятельность в вузе. Однако самым спорным критерием оказалась оценка качества профоссорско-преподавательских кадров. К примеру, студенты хотят, чтобы их преподы имели опыт профессиональной деятельности и собираются ввести «Моральный кодекс», регулирующий отношения преподавателя со студентом.
Власти в целом идею студстандарта качества вузовского образования поддержали, так что это не пустые мечтания: «Рособрнадзор категорически поддерживает данный проект – он нужен стране!» - сформулировал официальный подход замглавы Рособрнадзора Александр Бисеров.
Однако профессура, похоже, может не бояться, что студенты накидают ей «черных шаров». Идею прямой оценки студентами качества их преподавателей руководство ведомства не поддержало, настаивая, что «такая оценка может производиться только “ногами” – по числу студентов, записавшихся на тот или иной курс». Да и вообще: «Студентам не стоит вносить критерии, по которым работу вуза оценивают госструктуры,- подчеркивают в Рособрнадзоре.
Взамен чиновники предложили другую идею: реальным результатом введения студенческого стандарта качества образования должен стать студенческий же рейтинг вузов. И студенческим активистам это предложение понравилось: первый такой рейтинг появится уже к весне 2016 года.
Главное в этой связи, подчеркивают в образовательном сообществе, «не подготовить из студентов, ведущих мониторинг качества образования, “трамвайных контролеров”. Ведь при неправильном прочтении студенческий стандарт может вызвать напряженность в профессорско-преподавательской среде».