На этой неделе Рособрнадзор обсудил с вузовским сообществом новые подходы к лицензированию и аккредитации. Их суть - «бессрочная» аккредитация с лицензированием вузов и проверка качества их работы по результатам тестирования остаточных знаний студентов. Звучит, на первый взгляд, привлекательно и даже революционно. Однако реальное положение дел РОСВУЗу разъяснил омбудсмен по вопросам образования Амет Володарский.
Новые подходы, представленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на совещании с ректорами и проректорами вузов, на данный момент таковы: «Мы предполагаем, что и лицензирование, и аккредитация будут бессрочными», - сообщила замглавы ведомства Светлана Кочетова. В рамках этих процедур предполагается и максимально устранить дублирование предъявляемых требований, пообещала они.
Правда, как и прежде, соискателям аккредитаций и лицензий придется подтверждать наличие необходимых условий для реализации образовательных программ: образовательных программ, помещений и материально-технического обеспечения образовательной деятельности, санитарно-эпидемиологического заключения, специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но появляется и новое требования. Так, при аккредитации будет оцениваться и качество подготовки обучающихся, и в том числе «осуществляться мониторинг по определенным показателям, разработанным совместно Минобрнауки и Минпросвещения по согласованию с Рособрнадзором».
Что за показатели будут проверяться мониторингом, до конца не ясно. Однако в ведомстве уточнили, что «в случае отказа в госаккредитации, образовательная организация сможет повторно пройти эту процедуру через год», а для получивших госаккредитацию мониторинг пойдет «с периодичностью 2-4 года для организаций СПО и 2-5 лет для вузов. По результатам этого мониторинга образовательная организация может быть отнесена к одной из трех групп риска. В организациях, попавших в группу высокого риска, будут проводиться проверки, результаты которых могут стать основанием для приостановки или лишения аккредитации».
Увы, эти «новые» подходы ничего не дадут системе образования, предупреждает Амет Володарский, да и тестирование студентов на среднем курсе — не новость:
«Ранее с помощью тестов Рособрнадзор уже пытался определить качество обучения. И тогда же вузовское сообщество указывало не бесперспективность этого пути, поскольку тесты содержали массу ошибок, а показатель знаний студентов зависел от того, как давно учащийся слушал лекцию: едва выйдя с нее, он мог воспроизвести 70% содержания, через несколько дней уже 10%, а через месяц — 3%. Ну а с переходом вузов на модульную систему «единые замеры» и вовсе потеряли смысл, ведь, скажем, экономический модуль МГИМО вряд ли совпадет с модулем экономфака МГУ. Неверно оценивать вуз и по результатам проверки сугубо теоретических знаний, т. к. обязательной составляющей подготовки специалистов является их специализация и многочисленные практики. Таким образом, оценка вуза по итогам «проверки остаточных знаний» - не более, чем очередной предлог, чтобы выписать вузу новые предписания».
Между тем, бесконечные предписания, часто несправедливые, и без того вызывают возмущение вузовского сообщества, напоминает омбудсмен: «Ректорское мнение едино: пора ввести личную административную ответственность для чиновников, которые при проверках вузов выписывают неправомерные предписания! Ведь если доведенные ими до крайности школы и вузы взорвутся, возникнет серьезная социальная напряженность. А уж умышленно чиновник сделал такую ошибку или нет, пусть в каждом конкретном случае разбираются правоохранительные органы».
«Бессрочная аккредитация», по словам Володарского, также не более чем чиновничья уловка: «По сути это — попытка «замылить» позицию ректоров, выступающих за отмену госаккредитации. Продвигая этот ход, чиновники говорят: смотрите, мы пошли навстречу вашим пожеланиям. А на самом деле это позволит им вести проверки на раз в пять лет, а практически в любой момент».
Вообще, госконтроль отнимает у вузов слишком много сил и средств, а бесконечные проверки вкупе с ФГОС не позволяют им оперативно создавать новые образовательные программы, адаптированные под требования бизнеса, настаивает омбудсмен от образования: «В Астане, например, идут по пути ежегодного снижения госконтроля, и это уже принесло свои плоды: я уверен, что вскоре Казахстан станет серьезным экспортером образования! Необходимо и нам принципиально изменить смысл и характер задач Рособрнадзора, превратив его из репрессивного в консультативный и методический центр с отделениями во всех регионах, пусть даже и на платной основе. Только тогда это ведомство станет работать вместе с вузами, а не против них!»