В одной из крымских школ произошла, казалось бы, совершенно немыслимая история. Четвероклассница рассказала на уроке о судьбе своих прабабушки и прадедушки, вместе с другими представителями крымско-татарского народа подвергшихся сталинской депортации. А учитель тут же «разъяснила» классу, чем «провинился» репрессированный народ, фактически оправдав это чудовищное преступление.
Все произошло на уроке литературы в 4А классе школы села Тарахташ-Дачное. Ребята должны были подготовить рассказы о своих родных — участниках второй мировой войны. А когда Самира рассказала о своих прабабушке и прадедушке, депортированных после освобождения Крыма от фашистов вместе с другими крымскими татарами, учительница взялась «разъяснить» классу, почему это произошло. И «разъяснила»: как оказалось, «за помощь немцам», из чего следует, что целый народ, включая грудных младенцев и седобородых старцев, репрессировали «правильно».
Трудно сказать, что в этой ситуации поражает сильнее всего. То ли оправдание педагогом злодеяния, совершенного на государственном уровне. То ли уровень правового сознания учителя, считающего, что, даже если кто-то из представителем этого (или любого другого) народа, действительно сотрудничал с фашистами, то покарать надо весь народ. (К слову сказать, если следовать этой логике, то высылке, памятуя о генерале Власове, подлежат и все русские). Но самое страшное, что подобными соображениями учитель поделилась с детьми!
Какие всходы дадут эти ядовитые семена, предугадать нельзя. Но Самира уже получила тяжелейшую психологическую травму: «Я сразу почувствовала взгляды моих одноклассников, и мне стало очень неудобно»,- со слезами на глазах рассказала она родителям.
«Мне было очень обидно»,- призналась одноклассница Самиры Ясмин. И многим другим ребятам, наверняка, тоже, ведь половина 4А класса — крымские татары. Прадеды многих с честью воевали и имеют боевые награды. И вдруг — такое оскорбление, да еще нанесенное учителем! Впрочем, национальность здесь не при чем! Пострадали все дети класса, ведь правила людоедской морали, к тому же озвученные учителем, способны оставить глубокий след в душах на всю жизнь.
Администрация школы пока отказывается комментировать произошедшее. Однако эксперты единодушны: подобное недопустимо, ибо это прямой путь к разжиганию межнациональной розни, а то и к всплеску насилия. А это, кстати, недавно уже случилось в другой крымской школе, где одноклассники жестоко избили девушку и засняли происходящее на видео.
«Оценку поступка этого учителя, надеюсь, даст администрация школы,- заявила РОСВУЗу столичный учитель литературы Елена.- Что же касается подобных высказываний, то они недопустимы в принципе. А то, что они были допущены в детском коллективе, лишь усугубляет нанесенный ущерб: дети не должны получать уроков несправедливости и раздоров между людьми разных национальностей. И уж тем более в своих школах!»
«Учителя — это особая каста общества, это люди, которым родители доверяют самое дорогое — души своих детей,- заявил РОСВУЗу омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.- Поэтому крайне важно, чтобы педагоги были людьми позитивными и следили за каждым своим словом, когда общаются с детьми! Но в данном случае педагог не только исказила исторические факты, показав свою безграмотность. Как советское, так впоследствии и российское государство неоднократно осуждали депортацию крымско-татарского народа 18 мая 1944 года. Не знать об этом учитель не могла. А, значит, ее высказывания явились умышленным правонарушением, которое можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни. Это вдвойне опасно, поскольку в Крыму и без того до сих пор прослеживается отсутствие полного согласия между народами. Но есть и другой важный аспект. Фактическое оправдание учителем преступления, совершенного в отношении целого народа, способствует формированию у детей искаженного мировоззрения. Поэтому единственное, что, с моей точки зрения, может сделать этот педагог, чтобы уменьшить нанесенный вред — провести в этом классе специальный урок и рассказать обо всех народах, воевавших на территории Крыма во время Великой Отечественной войны. И в том числе — о крымских татарах, боровшихся вместе с другими народами против фашистских захватчиков.