В оценке столичных школ новый общероссийский рейтинг, представленный «социальным» вице-премьером правительства Ольгой Голодец, не совпадает с московским. Тому есть особые причины, но в целом образовательный брэнд Москвы остается лидирующим.
Новый общероссийский рейтинг школ, как повелось, оценил возможность получения качественного образования и условия для развития таланта. Однако параметров оценки стало больше. Помимо 500 абсолютных школ-лидеров в масштабах страны впервые появились рейтинги по отдельным видам образования - математическому, биологическому, физическому и химическому, а также особый рейтинг сельских школ. Тут-то, по словам директора Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, и выяснилась любопытная вещь - «уход российских школ от узкой специализации: языковая, математическая и т. п. Языковые школы все чаще открывают матклассы и наоборот. И это существенно расширяет возможности учащихся».
Всего в перечень лучших школ прошлого учебного года — топ-25 — вошли учебные заведения десятка регионов. Однако лидирует Москва: первое место в пятерке лидеров у столичного лицея № 1535, второе заняла колмогоровская математическая школа при МГУ им. Ломоносова, третье — президентский физматлицей в Санкт-Петербурге, четвертое — специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета им.. Ельцина, пятое — аналогичный центр в Новосибирске. Помимо того в топ-25 входит еще пять московских школ: № 179 Московского института открытого образования (8-е место); «Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа» (12-е место); лицей №1502 при МЭИ и Московская гимназия на Юго-Западе №1543 (соответственно 13-е и 14-е места) и лицей «Вторая школа» (21-е) место.
Все остальные школы списка топ-500 решено разбить по регионам и не ранжировать. Власти, по словам вице-премьера Ольги Голодец, лишь отслеживают территории, не представленные в этом списке ни одной школой (например, Амурская область). Это расценивается как тревожный симптом и «повод поработать с регионом», ведь «школа — это основа всего образования, а потому не может не волновать всех россиян»,- подчеркнула она РОСВУЗу.
Сравнение общероссийского и московского рейтингов школ показывает, что хотя набор лидеров в них тот же, но места, которые те занимают, разнятся. Причина, по версии Ященко, кроется в несовпадении критериев, ведь местные рейтинги, оперируя меньшими объемами информации, могут позволить себе большее число параметров оценки школы. Так, в число региональных показателей входят не только результаты ЕГЭ, но и ГИА для девятиклассников. А сейчас к ним добавился и понижающий балл за удаленных с экзаменов за списывание. (Интересно, как школы будут действовать в такой ситуации впредь — «накачивать» выпускников, чтобы те не списывали, или всячески «заминать» неприятные инциденты на экзаменах?)
Некоторые регионы давно ввели такой показатель, как наличие инклюзива — возможности совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми ребятами. При этом в Москве за высокие оценки ЕГЭ или призы в олимпиадах, полученные на общих основаниях, выпускники с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительные коэффициенты. Уже с будущего года, пообещала первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, эта практика распространится на федеральный рейтинг школ.