«Сложившиеся системы оплаты труда — на фоне своего разнообразия — продемонстрировали непрозрачность, отсутствие гибкости, неспособность быстро учесть вызовы пандемии. Школы оказались «заложниками» выполнения обязательств по отработке именно количества часов, а столь необходимые в период пандемии новые форматы взаимодействия с родителями и учениками, например, консультирование, использовались сверх оплачиваемой нагрузки учителя и стали причиной перегрузки как учеников, так и учителей», — мотивируют необходимость перемен авторы исследования Института образования ВШЭ.
Поэтому взамен существующего положения они предлагают свою идею интегрированного оклада: «В новой модели учебная нагрузка педагога, в часах, увеличивается коэффициентами за сложность и интенсивность. Появляется компенсационная часть на необходимое компьютерное оборудование, оплату коммуникационных сервисов, Интернета и услуг связи. Вводится дополнительное стимулировании за качество преподавания и система индивидуальных сертификатов для оплаты персональной программы профессионального развития.
Базовый оклад на первом квалификационном уровне предлагается не ниже 70% от средней заработной платы. Компенсационные выплаты устанавливаются за условия труда, которые отличаются от нормальных. Такие условия труда определены законодательством (ночное время, выходные и праздничные дни, вредные условия труда и т. д.), но могут регулироваться на уровне организации, например, за дополнительные обязанности, сложные условиях или интенсивность».
Стимулирующие выплаты устанавливаются за качественное выполнение обязанностей работника. Однако «действующие сегодня прибавки в 10% и 20% для первой и высшей категории соответственно не создают достаточной мотивации для профессионального развития, считают авторы. Они предлагают два сценария: повышения оклада на каждом квалификационном уровне на 30% или 20%. Согласно исследованиям, меньшее повышение работники обычно не признают значимым для того, чтобы выполнять новую для них работу»,- подчеркивают авторы исследования.