Вслед за единым школьным учебником истории в России могут появиться единые учебники русского языка и литературы. Как стало известно РОСВУЗу, именно такие поправки к закону «Об образовании» внесла накануне в Госдуму группа депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой.
Разрабатывая свой законопроект, депутаты ссылались на Конституцию, согласно которой в стране «проводится единая государственная политика в области образования, каждому гарантируется право на образование, а также общедоступность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». Раз так, то госполитика в сфере образования, подчеркивают они, должна основываться на таких принципах, как «единство федерального образовательного пространства, общедоступность образования, адаптивность системы образования, что возможно только в случае гарантированности получения равного и качественного образования на территории всей России». Однако этого-то разнобой в программах изучения русского языка, истории и литературы в нашей стране и не позволяет.
При смене школы, подчеркнула на слушаниях по возможности создания единых учебников по литературе и русскому языку Ирина Яровая, дети не могут учиться по новым для них программам. Помимо того в отсутствие единой школьной программы формируется социальная дискриминация, когда третьи лица определяют неравный подход в определении достаточности уровня и качества образования для конкретного ребенка, отличный от его сверстников. Да и при сдаче ЕГЭ ребята, получившие разную подготовку в разных школах, оказываются в неравном положении.
- Таким образом, конституционное определение образования в средней школе как общего не обеспечивается. Ведь общность образования предполагает общность возможностей и знаний, беспрепятственную возможность продолжения образования в любом из общеобразовательных учреждений по общим программам и учебной литературе,- утверждает она.
Есть, по словам разработчиков, и другие проблемы. Так, отсутствие единой программы преподавания таких значимых для самоидентификации предметов, как русский язык, литература и история, не обеспечивает воспитание патриотизма подрастающего поколения. И выход, по их мнению, один: «Закрепить федеральные государственные образовательные стандарты по учебным предметам История, Русский язык и Литература в федеральном перечне базовых учебников, который состоит из общих линеек базовых учебников по указанным предметам».
Другими словами, предлагается ввести в отечественных школах не только единый учебник по истории, но также по литературе и русскому языку. Причем, подход Минобрнауки к единому учебнику истории, предполагающий создание общей исторической концепции, а не единственного и обязательного для всех школ страны пособия, авторам нового законопроекта кажется недостаточно «патриотичным». Изучение всех трех предметов во всех классах школы должно вестись только по единым для всех - единственным - учебникам, настаивают они.
Альтернативные учебники в школу не допускаются. А демократизм, по задумке авторов, проявится в процедуре отбора: утверждение линеек должно вестись «по результатам открытого конкурсного отбора комиссией, состоящей из представителей Минобрнауки, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских ученых, специалистов и экспертов».
Законопроект будет рассмотрен Госдумой уже в осеннюю сессию. И если его примут, авторы надеются увидеть «первые плоды» в виде конкурса на написание единых учебников в течение ближайшего полугода. Таким образом, в школу вернется казенное единомыслие. Но поможет ли оно воспитанию патриотизма – большой вопрос. Во всяком случае, воспитать советского патриота советским учебникам истории с литературой в свое время не удалось: старшее поколение хорошо это помнит.