Как заявил недавно глава Рособрнадзора Анзор Музаев, уже к 2030 году роль портфолио школьников вырастет настолько, что это собрание достижений учащихся может стать реальной альтернативой Единым государственным экзаменам при поступлении в вуз. Однако эксперты и часть родителей отнеслись к обозначенной перспективе более чем скептически.
Новый механизм вступительных испытаний, по замыслу руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, будет выглядеть так: «Класса с шестого школьники уже будут “копить” свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за волонтерство, занятия спортом, творчеством. Словом, за достижения, которые потом дадут право поступать в высшие учебные заведения».
Правда, портфолио, как известно, существуют и сейчас. И там, вроде бы, также скапливается информации об участии школьников в спортивных секциях, научных кружках или волонтерских движениях. Однако новый портфолио, по словам Музаева, выведет собрание достижений школьников на новый уровень.
Сейчас портфолио, как правило, формируется лишь на финише обучения в школе – преимущественно, в 9-11 классах, и «все соревнования, где участвуют младшие школьники, никак вузами не засчитываются, - констатировал главы Рособрнадзора. – А это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с 6 класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ. Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения - учебные и нет - суммированы в один “файл”. Нам эта идея кажется перспективной».
К 2030 году предполагается, что каждый ребенок будет выпускаться из школы не только с аттестатом, но и с пресловутым портфолио. Сюда войдет всё: и успехи на спортивном или волонтерском поприще, и сведения о победах в олимпиадах для школьников, и результаты Всероссийских проверочных работ, и итоги участия в творческих конкурсах, и много чего другого. При этом, в отличие от нынешнего портфолио, дающего абитуриенту максимум 10 дополнительных баллов, да и то не всегда, балльная оценка собрания достижений нового образца будет столь высокой, что станет реальной альтернативой для зачисления в вуз.
Остается лишь предотвратить злоупотребления, которыми чревато данное решение, и за время, оставшееся до 2030 года, по замыслу Рособрнадзора, это будет сделано. Прежде всего, власти разработают и примут объективные (и единые для всей страны) критерии, по которым будут начисляться баллы за те или иные достижения. А кроме того, произойдет жесточайший отбор технических, культурных, спортивных, волонтерских и т.п. центров, которые заслуживают доверия и войдут в небольшой и прагматичный общефедеральный перечень уполномоченных. Только они, как разъясняют в ведомстве, получат право выдавать ачивки — документы, которые пойдут в зачет при зачислении в вуз.
В Рособрнадзоре не скрывают: возможность скомпоновать новые портфолио учащихся дает широкое внедрение в школе цифровой образовательной среды. Между тем, именно это смущает значительную часть российских родителей. Оппоненты усматривают во введении ЦОС серьезную угрозу для традиционного, очного обучения детей.
Кроме того, портфолио, собранное по определенным предметам, может не помочь, а помешать ребенку при поступлении в вуз, заявила РОСВУЗу мать столичного семиклассника Наталья:
«Сейчас сын интересуется робототехникой, ходит в кружок при центре детского творчества. Педагоги им довольны, так что получить какой-нибудь диплом для портфолио, думаю, будет не проблема. Но что это даст, если через год-другой сын вдруг заинтересуется чем-то другим? Например, биологией или историей? Кому тогда будет нужен этот робототехнический диплом?! Получаются, что эти портфолио будут ограничивать свободу выбора детей!»
Не в восторге от затеи и учителя:
«В свое время в Санкт-Петербурге до последнего упирались против введения ЕГЭ – и совершенно правильно, что упирались. Но единые госэкзамены все же ввели. И дети все это время честно играли по правилам государства. А теперь как альтернативу ЕГЭ вводят портфолио. И все видят, что все прежние правила были совершенно необязательными»,- отметил директор петербургского лицея No369 Константин Тхостов.
В вузах же, как заявили РОСВУЗу на условии анонимности в ректорском сообществе, и вовсе надеются, что до реализации планов по созданию альтернативы ЕГЭ в виде портфолио дело не дойдет:
«Главное для нас - не выполнение норм ГТО или участие школьника в волонтерской деятельности, а его способности к профильным предметам нашего направления подготовки. А этого аспекта портфолио, скорее всего, отразить не сможет. Впрочем, новые правила приема вводит не Рособрнадзор, а Минобрнауки. И мы очень надеемся, что, прежде чем это сделать, ведомство спросит нашего мнения. Ведь учить набранных студентов в конечном итоге придется нам!»- говорят ректоры.