Ученые ВМК МГУ им. Ломоносова предложили авторскую концепцию построения образовательных траекторий при подготовке специалистов в сфере искусственного интеллекта. Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект». Об этом сообщает пресс-служба МГУ.
Мир достиг поворотного момента в развитии методов и средств искусственного интеллекта (ИИ), когда создаваемые технологии перешли из области теории и науки в «реальный мир», то есть стали доступны практически всем отраслям экономики. Этот сдвиг является весьма эффективным, но в то же время непростым, поскольку сочетает в себе сложности применения ИИ со сложностями организации человеческой деятельности. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что успехи в развитии экономики страны, в особенности в ее цифровизации, в очень большой степени связаны с внедрением технологий ИИ. С одной стороны, есть проблема обеспечения междисциплинарного подхода, а с другой — недостаток квалифицированных многопрофильных специалистов.
Дефицит человеческих талантов, отмечают специалисты, является наиболее заметным дефицитом ИИ в стране и становится самым серьезным препятствием для приобретения, создания и внедрения технологий на базе ИИ. Поэтому сотрудники НОШ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» описали подход к подготовке специалистов по ИИ основных направлений: ученый по данным, инженер по данным, аналитик данных и инженер-программист. Кроме того, авторы рассмотрели дополнительные специальности, которые необходимо освоить для переноса задач ИИ в производство: специалист по эксплуатации и развитию, менеджер по управлению рисками, аудитор, архитектор данных.
Математики пришли к выводу, что, хотя роли и сферы деятельности специалистов часто пересекаются, в процессе обучения необходимо учитывать дальнейшую специализацию выпускников и выстраивать индивидуальную траекторию. Это касается как образовательных стандартов, так и практической подготовки. Несомненно, каждый специалист может поменять свою сферу деятельности или в особых случаях совмещать направления, но в процессе обучения нужно готовить специалистов различных профилей по самостоятельным программам. Предметное насыщение должно также учитывать новую учебную парадигму.