За последние годы изучение гуманитарных предметов в школе не сократилось, а введение выпускного сочинения скажется на грамотности подростков лишь через несколько лет. Эти и другие важные заявления сделал в Челябинске в ходе круглого стола «Образование и культура — превратности и взаимопроникновение» глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
Преподаватели, собравшиеся на встречу с министром, начали с выражения своей обеспокоенности сокращением времени, отведенного в нынешних учебных планах на изучение гуманитарных предметов. Однако глава Минобрнауки заверил их, что ничего подобного не произошло: «Никаких серьезных изменений школьной программы по часам не произошло. Изменения, хотя учителя жалуются, что часов стало меньше, коснулись только содержания программы. А новые школьные предметы появляются не за счет других дисциплин, а вследствие уплотнения программы. И родители уже жалуются, что дети перегружены».
Программы школьной словесности, действительно, изменились, и, что характерно, будут меняться дальше. Как раз сейчас, уточнил РОСВУЗу член Общественного совета при Минобрнауки, учитель литературы московской школы № 57 Сергей Волков, активно обсуждаются три основных направления возможного изменения балансировки между вариативной и обязательной частью изучаемого материала. Это: сохранение нынешнего положения – некий единый для всех базовый стержень с существенной вариативной частью; усиление единой для всех части изучаемого материала до 90% и сокращение вариативной части до 10%; тотальное единство изучаемого курса литературы и перечня обязательных произведений по всей стране. (Сами учителя, как свидетельствуют опросы, поддерживают второй вариант).
Много обсуждалось на встрече с министром и введение с этого года выпускного сочинения. На этот шаг, напомнила председатель специально созданного Совета, глава Фонда Солженицына Наталья Солженицына, пришлось пойти из-за того, что современные дети разучились четко формулировать свои мысли: «Мы надеемся, что постепенно с введением сочинения это будет преодолеваться. Однако проблему быстро не решить, поскольку она касается всех сторон нашей жизни. Да и школа не справится с ее решением только своими силами. Так что родителям пора проснуться и понять, что это и их дело тоже».
При подготовке к выпускному сочинению важно помнить, что это «не возврат к прежнему сочинению по литературе,- подчеркнул Волков.- Сегодняшнее выпускное сочинение представляет собой метапредметное выпускное испытание, не предполагающее ни одной темы по сравнительному анализу тех или иных литературных произведений и не представляющее собой экзамен по литературе». Эта работа будет носить литературоцентричный характер и предполагает ссылку минимум на одно, а, лучше, на два-три литературных произведения. При этом все понимают, что «вначале и у учеников, и у учителей от сочинения будет шок,- признала Наталья Солженицына.- Но выбора у нас нет, надо начинать. Вначале, что называется, “на мягких лапах” - с оценкой на уровне зачет-незачет; с учетом сочинения при поступлении в вузы только по желанию самих вузов; без внешней перепроверки оценки, которую поставит за сочинение школьный учитель».
Учеников, подытожил Дмитрий Ливанов, «вначале предстоит научить грамотно изъясняться и излагать свое мнение. А до тех пор серьезного спроса с детей быть не может – их всерьез никто не готовил к написанию таких работ». Так что особо «придираться» к выпускным сочинениям учителя пока не будут, дал понять он – это дело отдаленного будущего. Да и эффекта от введения сочинений ждать сразу не стоит.
А вот что предстоит в ближайшее время, так это наращивание доли российских победителей и призеров в международных олимпиадах для школьников. Уже в конце октября, сообщил Ливанов, «Всероссийский координационный совет олимпиад для школьников займется исполнением поручения президента России по увеличению доли наших победителей и призеров с нынешних 30% до 45%».