- Главный вопрос повестки дня съезда — каким путем идти дальше отечественной высшей школе,- подчеркнул, обращаясь не столько к залу, сколько к главе государства, глава РСР, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий,- что нам необходимо поправить, и какую ответственность система высшего образования при этом может взять на себя.
При этом программа, которую он затем обрисовал, во многом не совпала с нынешним официальным курсом.
Проблема № 1, по словам Садовничего, это качество нашего высшего образования. Решить ее в современных условиях поможет ставка на межпредметные дисциплины и отказ от закачки в студенческие головы готовых знаний для заучивания в пользу обучения будущих специалистов искусству учиться. Однако этого, по словам ректора МГУ, мало: нам необходимо отказаться от жесткого следования Болонской системе высшего образования (трех- - четырехлетний бакалавриат + двухгодичная магистратура) и «вернуться к традиционной для нашей страны пяти- и даже шестилетней непрерывной подготовке. Хотя бы в отношении инженеров и учителей».
Существование российских вузов в новых экономических условиях, по словам Садовничего, также далеко от идеального. Прежде всего, надо принимать срочные меры по обеспечению нужными кадрами производства на местах. А то сегодня, подчеркнул он, абитуриенты едут поступать в вузы крупных городов, где, получив диплом, и остаются работать, сплошь и рядом не по специальности, полученной за бюджетный счет. (Вот она, обратная сторона возможности зачисления в любой вуз страны, предоставляемой ЕГЭ!) Кадровое «обескровливание», на которое на местах жалуются не только работодатели, но и ректоры, приняло такой масштаб, что надо что-то срочно решать: например, используя механизм целевой подготовки или именных стипендий.
Однако всего сильнее досталось от ректоров идее обязательного участия российских вузов в мировых университетских рейтингах. И это, напомним, при том, что задачу присутствия в первой мировой сотне хотя бы пятерки ведущих отечественных университетов совсем недавно поставил лично Путин!
- Важно не поддаваться гипнозу внешних стандартов глобализации. Мы – Россия, и у нас своя история, свой менталитет и свои задачи. Между тем, на пути к лидерским позициям в мировых рейтингах вузов стоят не только наши недостатки, но и мощная конкурентная борьба. Они делали эти рейтинги под себя! Так что, думаю, что нам не стоит ориентироваться на заданные кем-то правила игры и заниматься самобичеванием. РСР готов взять на себя ответственность за дальнейшее развитие российской высшей школы,- под аплодисменты зала завершил Садовничий.
Путин на фактическое дезавуирование ректорами активно продвигаемой им идеи на удивление не обиделся. И даже подтвердил, что «эти рейтинги — один из инструментов конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, который, разумеется, никто не будет использовать в нашу пользу. Просто самоизолироваться от них не надо: надо обращать на них внимание, но делать это на ясном глазу — у нас много своеобразия. Да и собственные рейтинги нужны».
Не возражал глава государства и против подавляющего большинства других предложений ректоров. Таким образом, неблагоприятная внешнеполитическая ситуация (существенная международная изоляция и санкции против нашей страны) вместе с экономическими сложностями внутреннего и внешнего характера, похоже сказались и на системе отечественного образования. Выходит, что активного «импортозамещения» и ставки на собственные силы сейчас следует ожидать не только от российских производителей товаров, но и от «производителей» знаний. И первыми «жертвами» нового тренда, как явствует из речей на съезде ректоров,могут пасть идеи Болонской системы и мирового рейтингования.