По официальным данным, в 2013-14 учебном году в российских школах учились более 467 тыс. детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В том числе: в коррекционных классах при общеобразовательных школах — более 110 тыс., в обычных классах — без малого 147 тыс. и в чисто коррекционных школах — более 210 тыс. детей. Однако главная тенденция сейчас — рост числа базовых школ общего образования, где вместе с детьми без отклонений учат ребят с ОВЗ и инвалидностью: в будущем году инклюзивной станет уже каждая пятая отечественная школа, а с 2016 года поэтапно начнется повсеместный переход к инклюзиву, сообщил на заседании коллегии Минобрн6ауки в понедельник директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Евгений Сильянов. К этому же времени будет готов и Федеральный государственный образовательный стандарт для учащихся-инвалидов.
Между тем, уже сейчас в отечественной школе сложился острейший дефицит специалистов, обеспечивающих возможность инклюзивного обучения: школьных психологов, сурдо-педагогов, учителей, владеющей техникой чтения по методике Брайля для слепых, логопедов, дефектологов, воспитателей-тьюторов и т. д. Нет и программ для обучения ребят с проблемами здоровья. А, значит, «дети будут прибывать в школы, совершенно не готовые их принять,- обрисовала перспективу эксперт Общественной Палаты, зампред Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями Елена Клочко.- Все мы понимаем, с чем связана оптимизация нашей системы образования. Но в итоге ущемляются права детей: в регионах оптимизация идет далеко не взвешенно».
Хуже того, дополнил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин: формально документы Минобрнауки не предполагают развития инклюзивного обучения инвалидов за счет полного отказа от коррекционных школ, «но на местах, по факту происходит именно это. И единственный способ остановить это — принять поправки к закону, прямо закрепляющие за родителями право выбора инклюзива или коррекционного обучения, а за региональными властями — обязанность оплачивать обучение в коррекционных школах с повышением бюджетного норматива на обучение таких детей».