Намеченное на 2020 год внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов столкнется с серьезными трудностями. К такому решению пришли на этой неделе участники научно-практической конференции «Перспективы введения ФГОС полного среднего общего образования».
Главная сложность, подчеркнула директор лицея Высшей школы экономики, где проходит апробация нового ФГОСа для старшеклассников Наталья Любомирская, находится, что называется, «в умах» учителей и учеников. Переход на новый стандарт подразумевает полное изменение их ролей: не наставничество учителя, а помощь ученику в его учебе. А это очень сложно — особенно, для педагогов.
Второй неизбежный камень преткновения — ЕГЭ в его нынешнем виде. Детей при переходе на новый стандарт будут учить в одной парадигме (от ставки на запоминание - к формированию компетенций, в том числе, метапредметных), а экзаменовать — в другой. Чтобы избежать этого, надо менять КИМы ЕГЭ. А это — огромная работа. Не все ясно и с пресловутым метапредметным подходом. Сильным детям овладеть им не составит особого труда. А вот у средних и особенно слабых учеников могут возникнуть серьезные проблемы. И как с этими быть, никто не знает.
Третья позиция — предусмотренная новым ФГОСом индивидуальная траектория обучения. Сегодня составить индивидуальные расписания для старшеклассников профильной школы получается только, если пренебречь всеми мыслимыми и немыслимыми санитарными нормами, сведенными в СанПиНы. На уровне единичных, пилотных школ это пока проходит. Но массовых нарушений, неизбежных при всеобщем переходе на новые ФГОСы в 2020 году, проверяющие инстанции не потерпят. Значит, придется либо менять нормы, либо по старой отечественной традиции лукавить — жить по одним правилам а проверяющим предъявлять другие.