Как стало известно РОСВУЗу, «единый» учебник школьной истории в итоге не будет единственным. В школы после вердикта Российского исторического общества и грифования в Минобрнауки, скорее всего, придут сразу три линии учебников: одна — подготовленная коллективом авторов издательства «Просвещение», другая — авторами издательства «Русское слово» и третья — авторами «Дрофы». Называются в предварительном порядке и конкретные имена авторов.
Со дня на день Российское историческое общество завершит экспертизу представленных проектов новых учебников истории и примет решение, какие из них рекомендовать Минобрнауки для включения в федеральный список пособий, предназначенных для изучения в школе.
В неофициальном порядке в числе фаворитов называют подготовленные для изучения в рамках нового культурно-исторического стандарта учебники И. Андреева, А. Данилова и группы авторов под редакцией Ю. Петрова. И косвенно эту информацию подтвердил РОСВУЗу доктор исторических наук, специалист по истории Древней Руси, член рабочей группы по подготовке единой концепции преподавания истории в школе, завкафедрой Национального исследовательского университета-Высшей школы экономики Игорь Данилевский:
- Можно предположить, что будет три линии учебников. Основными конкурентами, видимо, станут линейки, подготовленные коллективами авторов «Просвещения», «Русского слова» и «Дрофы».
По словам историка, единой основой для всех трех новых линий учебников станет «единая и непротиворечивая оценка событий: система ценностей, не подвергаемых сомнению никем и вдобавок деидеологизированная». При этом все изложенные в них исторические события и достижения будут оцениваться «с одной сточки зрения: какую цену за них заплатило общество - стало ли жить легче или наоборот».
Что пока не удалось, констатироваал он — так это выйти на приемлемый объем событий, имен и фактов, обязательных для изучения и на этом основании включенных в учебники. На данный момент туда фактически втиснута чуть ли не вся многотомная академическая «История России». И это ужасно. Освоить такой объем дети школьного возраста не в состоянии. А это чревато профанацией изучения школьного курса истории.
Есть и другие нерешенные проблемы. Например, как на практике перейти от нынешней концентрической системы преподавания истории в школе (изучение всего курса вплоть до современности с 6-го по 9-й класс, а затем повторное изучение в 10-м-11-м) к линейной (единый, без повтора курс с 6-го по 10-й класс). В 11-м классе теперь предполагается изучение принципиально нового курса «Россия в мире». Но что это, никто не знает: к его разработке пока никто даже не преступал. Непонятно также, и как реализовать другую популярную ныне идею: совмещение изучения отечественной и всеобщей истории. Старых, марксистско-ленинских критериев сравнения процессов, проходящих в разных странах, давно нет. Новые научные подходы к их сопоставлению не разработаны. А без них изучаемый материал рискует оказаться для детей бесформенной кучей непонятных и не связанных друг с другом событий.
Есть, как стало известно РОСВУЗу, и еще одна серьезная проблема. Чиновники от образования на местах практически в один голос утверждают, что у них нет денег на замену старых школьных учебников истории (в настоящее время имеются 19 разных наименований) одним из трех новых. Федеральный бюджет в условиях кризиса также денег на это не даст - это ясно. Поэтому, хотя официально переход на новую систему изучения истории в школе должен произойти уже 1 сентября, на деле этого не будет, предсказал Данилевский РОСВУЗу:
- В полном объеме, конечно, этого не получится. Видимо, будут вводиться лишь отдельные элементы.