23 апреля председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, активно занимающаяся вопросами образования и позиционируемая некоторыми аналитиками как «теневой министр образования» провела в нижней палате парламента очередное заседание Патриотической платформы «Единой России». Там она огласила собственную программу «перезагрузки» системы отечественного образования.
Главным объектом неудовольствия патриотов от ЕР, как показали слушания, является Минобрнауки, в основе образовательной политики которого, по оценке выступавших, лежат исключительно «коммерческие интересы», притом реализуемые руками некоммерческих организаций (НКО), сплошь и рядом являющихся «агентами иностранного влияния». Налицо «откровенная подрывная деятельность против страны - уничтожение национального самосознания под видом коммерческой вариативности образования,- подчеркнула Яровая.- А в итоге все будут танцевать как “Пчелки ”». (Имеется в виду исполненный одним из уральских детских самодеятельных коллективов танец «Пчелки», раскритикованный за «разнузданность» поборниками строгой нравственности).
«Подрывная деятельность» нынешних руководителей образования, по оценке участников Патриотической платформы единороссов, проявилась во всем, от нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) до попыток убрать из перегруженного курса школьной литературы некоторые произведения о Великой Отечественной войне и решения отказаться от единственного для всей страны школьного учебника по истории.
= Я как следователь нашла в стандарте, что государство гарантирует детям обучение лишь на троечку, а на более высокие оценки дети лишь могут учиться. Таким образом, из ФГОС вытекает задача вырастить поколение двоечников и троечников,- заклеймила Яровая разработчиков.
У «следователя», как оказалось, есть собственная программа «спасения» школы, причем, подкрепленная соответствующим законопроектом. Во-первых, глава комитета по безопасности намерена вернуть во ФГОС содержательную часть и тем самым покончить с положением, когда «52 тысячи российских школ создают 52 тысячи различных программ». Во-вторых, в стране должно остаться лишь по одному учебнику на параллель, причем, по всем предметам, включая естественно-научные. В-третьих, предлагается реформировать экспертизу учебников: а именно, исключить из нее проверку фактологии, осуществляемую сейчас Российской Академией наук. Свои экспертные заключения о качестве предлагаемого учебника, по замыслу Яровой, должны давать лишь Российская Академия образования, региональные учебно-методические объединения и общественники. Академическая наука из процесса исключается полностью.
Еще одна идея — введение двух дополнительных обязательных ЕГЭ — по литературе и по истории, причем с устной частью. Одновременно предлагается вернуть контроль за чистотой процедуры сдачи экзаменов на прежний уровень, отказавшись от видеонаблюдения и участия силовиков. Итог, что называется, предсказать не сложно.
Законопроект о такой реформе образования, названной участниками Патриотической платформы «перезагрузкой», вскоре будет внесен в Государственную Думу для первого чтения. А ко второму чтению Ирина Яровая намерена обогатить его новыми идеями, обратившись на помощью в их составлении к учителям. Не исключено, что первое чтение проекта закона пройдет уже в текущую парламентскую сессию.
РОСВУЗ будет внимательно следить за развитием событий.