Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Школьная история для европейцев учит думать, а не запоминать

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

В то время, как Россия резко сокращает количество школьных учебников истории, за рубежом, включая бывшие социалистические страны, господствуют прямо противоположные тенденции. Сравнительный анализ практик обучения истории в школах Европы и России провели участники научного семинара Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ).

По словам университетских специалистов, «в течение двух последних лет в России был принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования». Тем интереснее, «какое место данный предмет занимает в школьных системах других стран и как различается структура учебных пособий в разных странах - Германии, Польше, странах Балтии».

Ближе всего к России, как оказалось, находится Польша. Там, по словам замруководителя Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Дмитрия Добровольского, как раз сейчас «происходит переход от системы 'Шаг влево, шаг вправо — побег' к либеральной модели обучения в школе. Поэтому, с одной стороны, в Польше существует стандарт среднего образования, от которого нельзя отступать и который отводит каждой теме 10-15 страниц, что сродни нашей программе для поступающих в вузы. Однако, с другой, для каждого из трех имеющихся в Польше уровней обучения истории (начальный, базовый и углубленный — РОСВУЗ) существуют 10-15 комплектов учебных материалов, включая учебник, рабочую тетрадь, DVD-диски, методические пособия и т. д. При этом все они проходит экспертизу в Министерстве образования Польши, вся информация о которой, включая имена экспертов, обязательно публикуются».

Многолико и изучение истории в Германии, рассказал эксперт Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Мартин Байссвенгер. Мало того, что в каждой из 16 федеральных земель там свои программы. В каждом из этих территориальных образований вдобавок используется не менее 6, а то и с десяток разных линеек учебников истории. Правда, уточнил затем Байссвенгер РОСВУЗу, «отличаются они друг от друга линь нюансами, да региональными оттенками. К примеру, в аграрной Баварии сильнее уклон в сельскохозяйственные сюжеты, а в известной своими социал-демократическими традициями земле Северный Рейн-Вестфалия больше внимания уделяется социальной тематике. Но это лишь детали. Все учебники созданы на основе общегерманского научного консенсуса по отношению к историческим проблемам, так что при переезде ребенка из одного региона в другой и смене школы проблем с несовпадением программ по истории не бывает». Своя специфика есть и на территории бывшей ГДР. Однако и здесь воспринят новый подход к преподаванию истории в школе, включая отказ от главной ставки на запоминание дат, имен и событий, традиционный для советской системы преподавания истории в школе, и переход к структурно-проблемному подходу, особенно явный в старших - 11-м и 12-м классах.

Однако дальше всех по новому пути ушла, как выяснилось, Болгария. Здесь, уточнила преподаватель Лицея НИУ-ВШЭ, федеральный эксперт ЕГЭ по истории Татьяна Маслакова, «полная децентрализация образования и вариативные программы. При этом болгарский образовательный стандарт делает главную ставку на формирование умений и навыков, а не на содержание с набором обязательных тем. Это — главное отличие системы обучения в Болгарии».

Таким образом, констатировали участники научного семинара, «ни в одной из этих (и, добавим, подавляющего большинства других) стран нет единого историко-культурного стандарта. Нет и единого, не говоря о единственном, либо явно доминирующих учебников».

Другое отличие связано с целеполаганием обучения. В Европе, будь то Польша, Болгария или Германия, главная задача курса истории в школе — не набить головы учеников конкретной информацией, а научить их разбираться в различных, включая самые сложные, исторических проблемах и самых запутанных вопросах, а, главное, привить им навыки критического мышления, столь необходимые затем во взрослой жизни. Россия же, как водится, и в этом вопросе пошла «своим путем».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
До школы - 17 июля 2024

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования TOP RV

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.2%
Государственное образовательное учреждение 48.8%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город