В то время, как Россия резко сокращает количество школьных учебников истории, за рубежом, включая бывшие социалистические страны, господствуют прямо противоположные тенденции. Сравнительный анализ практик обучения истории в школах Европы и России провели участники научного семинара Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ).
По словам университетских специалистов, «в течение двух последних лет в России был принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования». Тем интереснее, «какое место данный предмет занимает в школьных системах других стран и как различается структура учебных пособий в разных странах - Германии, Польше, странах Балтии».
Ближе всего к России, как оказалось, находится Польша. Там, по словам замруководителя Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Дмитрия Добровольского, как раз сейчас «происходит переход от системы 'Шаг влево, шаг вправо — побег' к либеральной модели обучения в школе. Поэтому, с одной стороны, в Польше существует стандарт среднего образования, от которого нельзя отступать и который отводит каждой теме 10-15 страниц, что сродни нашей программе для поступающих в вузы. Однако, с другой, для каждого из трех имеющихся в Польше уровней обучения истории (начальный, базовый и углубленный — РОСВУЗ) существуют 10-15 комплектов учебных материалов, включая учебник, рабочую тетрадь, DVD-диски, методические пособия и т. д. При этом все они проходит экспертизу в Министерстве образования Польши, вся информация о которой, включая имена экспертов, обязательно публикуются».
Многолико и изучение истории в Германии, рассказал эксперт Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Мартин Байссвенгер. Мало того, что в каждой из 16 федеральных земель там свои программы. В каждом из этих территориальных образований вдобавок используется не менее 6, а то и с десяток разных линеек учебников истории. Правда, уточнил затем Байссвенгер РОСВУЗу, «отличаются они друг от друга линь нюансами, да региональными оттенками. К примеру, в аграрной Баварии сильнее уклон в сельскохозяйственные сюжеты, а в известной своими социал-демократическими традициями земле Северный Рейн-Вестфалия больше внимания уделяется социальной тематике. Но это лишь детали. Все учебники созданы на основе общегерманского научного консенсуса по отношению к историческим проблемам, так что при переезде ребенка из одного региона в другой и смене школы проблем с несовпадением программ по истории не бывает». Своя специфика есть и на территории бывшей ГДР. Однако и здесь воспринят новый подход к преподаванию истории в школе, включая отказ от главной ставки на запоминание дат, имен и событий, традиционный для советской системы преподавания истории в школе, и переход к структурно-проблемному подходу, особенно явный в старших - 11-м и 12-м классах.
Однако дальше всех по новому пути ушла, как выяснилось, Болгария. Здесь, уточнила преподаватель Лицея НИУ-ВШЭ, федеральный эксперт ЕГЭ по истории Татьяна Маслакова, «полная децентрализация образования и вариативные программы. При этом болгарский образовательный стандарт делает главную ставку на формирование умений и навыков, а не на содержание с набором обязательных тем. Это — главное отличие системы обучения в Болгарии».
Таким образом, констатировали участники научного семинара, «ни в одной из этих (и, добавим, подавляющего большинства других) стран нет единого историко-культурного стандарта. Нет и единого, не говоря о единственном, либо явно доминирующих учебников».
Другое отличие связано с целеполаганием обучения. В Европе, будь то Польша, Болгария или Германия, главная задача курса истории в школе — не набить головы учеников конкретной информацией, а научить их разбираться в различных, включая самые сложные, исторических проблемах и самых запутанных вопросах, а, главное, привить им навыки критического мышления, столь необходимые затем во взрослой жизни. Россия же, как водится, и в этом вопросе пошла «своим путем».