Каковы последствия выполнения «майских указов» президента для системы образования, в чем состоят основные проблемы учителей и под какими лозунгами они чаще всего входят на акции протеста? Ответы на эти и другие важные вопросы дает оказавшееся в распоряжении РОСВУЗа свежее социологическое исследование независимого профсоюза «Учитель».
Как явствует из опросов, проведенных весной этого года профсоюзом «Учитель», в списке самых актуальных проблем российских педагогов на первом месте оказалась проблема больших объемов бессмысленной бумажной работы — ее отметил 81% опрошенных. Второе место заняла низкая зарплата педагогов (66%). Далее с большим отрывом идут несправедливость распределения стимулирующих надбавок (44%), переработки (38%), отсутствие оплаты некоторых видов деятельности - ЕГЭ, классного руководства и т. д. (36%), низкое качество курсов повышения квалификации и формальный подход к их организации (33%), административный контроль и давление на педагогов (29%). Недостаток социальных гарантий и сокращение льгот отметил каждый четвертый, а наименее популярные проблемы - невостребованность личного опыта и творческих возможностей педагога и отсутствие возможности расти профессионально — примерно каждый седьмой.
А вот вопрос о последствиях выполнения «майских указов» президента о повышении зарплаты педагогов до средней по региону неожиданно для самих организаторов опроса вызвал вал возмущенных откликов, констатировали они РОСВУЗу: «Многие педагоги не согласились с нашей постановкой вопроса и заявили, что никакого роста зарплаты не произошло или что зарплаты даже уменьшились. Возможно, это — следствие снижения зарплат учителей в январе-марте 2015 года, нивелировавшее рост зарплат в течение 2013-2014 годов, либо роста цен в первом квартале 2015 года. Примечательно также, что большинство ответивших выбрали вариант «незначительное повышение зарплаты при большом росте нагрузки» (63%). А некоторые педагоги указали такие последствия «майских указов» как «сокращение штатов», «напряженность в коллективе», «зависимость зарплаты от степени «приближенности» педагога к администрации», «липовые отчеты», «понижение зарплаты при бесконечных уверениях, что она растет»».
- Что касается названных педагогами проблем, то их список оказался предсказуемым,- заявил РОСВУЗу сопредседатель Межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. - Несколько удивило лишь появление на первом месте проблемы бессмысленной бумажной работы. Специфический итог так громко заявленной министром образования Дмитрием Ливановым в начале своего министерства кампании по сокращению бумажной отчетности! Очевидно, что это - следствие вводимых в школу ФГОС (Федеральных образовательных стандартов), которые в отсутствие ресурсов на их реальное воплощение превращаются в горы фальшивых отписок.
- Как мне рассказывают мои выпускники, в современной школе почти нет возможности для человеческого общения с детьми, все вытесняется баллами, тестами, компьютерами и презентациями,- констатировал РОСВУЗу доцент Московского педагогического государственного университета Петр Рябов.- В итоге у детей происходит утрата способности размышлять и даже говорить. Устный экзамен вызывает у моих студентов ужас, они говорят, что последние четыре года только заполняли тесты. При этом я не удивлен возмущением учителей большими объемами бумажной работы. Объем нагрузки растет непропорционально зарплате как в средней, так и в высшей школе. Это тоже педагогам хорошо известно. А последние полгода инфляция съела очень существенную часть когда-то подросшей заработной платы.
С учетом этих и других неблагоприятных факторов на 30-31 мая профсоюз «Учитель» запланировал всероссийскую акцию в защиту прав педработников. Самыми популярными лозунгами на мероприятии, как показал опрос, будут требования приравнять к средней по региону не общую нагрузку учителя, а одну ставку (36 часов в неделю); отменить недавно принятый профстандарт учителя; скорректировать положения об инклюзивном обучении с учетом всех участников образовательного процесса и выделить в качестве отдельных профессии классного руководителя и воспитателя группы продленного дня. Именно они будут включены в список требований массовой акции.